Пн – Пт: 8:00 – 21:00
Суббота: 9:00 – 19:00
Воскресенье: 9:00 – 15:00
Поиск

Нарушения речи у детей

Формирование речи начинается с момента появления малыша на свет. Это важный аспект психического развития, поскольку умение говорить способствует развитию мышления и созданию личности. Не у всех этот процесс протекает одинаково, кто-то опережает в совершенствовании речевых навыков своих сверстников, кто-то отстает. В норме к достижению школьного возраста дети находятся примерно на одном уровне, однако у некоторых отмечаются выраженные нарушения речи, из-за которых они не способны полноценно общаться и взаимодействовать в социуме.

Если речевые нарушения у детей закрепляются, в дальнейшем могут возникнуть следующие негативные явления:

  • отставание психического развития;
  • замедление формирования познавательной деятельности;
  • расстройства эмоционально-волевой сферы, из-за которых проявляются такие негативные личностные качества, как замкнутость, эмоциональная нестабильность, чувство ущербности, нерешительность;
  • трудности при обучении письму и чтению.

Признаки нарушения развития речи у детей дошкольного возраста

Чаще всего медикам и педагогам приходится сталкиваться с задержкой речевого развития у ребенка. Так называют более позднее в сравнении с нормой овладение устной речью, сопровождающееся скудностью словарного запаса, невыразительным произношением, отсутствием к двум годам фразовой и к трем годам связной речи. Ребенок может разговаривать, но его речь беднее, чем у сверстников.

Обычно задержка развития речи четко определяется к четырем годам, но заподозрить ее можно и в более раннем возрасте. В норме ребенок должен иметь такие навыки:

  • к 1,5-2 годам произносить фразы из двух слов, к 2-2,5 – из трех, к 3-4 – из четырех и более слов;
  • к 1,5 годам овладеть активным словарем, состоящим из 5-20 слов, к 2 – из 150-300, к 3 – из 800-1000, к 4 – из 2000.

В период до полутора лет малыши преимущественно учатся воспринимать слова и фразы, а с полутора-двух начинается бурное развитие активной речи, увеличивается словарный запас.

Характеристика детей с нарушениями речи:

  • отсутствие простейших фраз из двух слов типа «мама дай» к 2 годам;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • недоговаривание частей простых слов к 3-4 годам;
  • бедный словарный запас, не позволяющий озвучить свою просьбу или желание.

Формирование речи после 4 лет продолжается, на этом этапе активно усваиваются грамматические нормы языка. Ребенок старается, чтобы его речь была такой же связной, как у взрослых. В монологах начинают появляться разного вида сложные предложения, слова-связки и вводные. Малыш готов учиться читать и осваивать письмо, и успешность этого процесса во многом зависит от общего развития речи. У детей с неисправленными нарушениями впоследствии возможна дислексия (трудности с чтением, вызванные неправильным распознаванием букв и слогов) и дисграфия (пропуск и замена одних букв другими).

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи у детей делятся на две группы:

  • органические (отклонения в работе органов речевого аппарата, а также других органов, участвующих в формировании и регулировании речи);
  • функциональные (нарушения развития речевых навыков).

В первую группу входят следующие неблагоприятные факторы:

  • различного рода внутриутробные патологии, особенно в первом триместре беременности, вызывающие нарушения развития плода (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д.);
  • родовая травма и кислородное голодание мозга во время родов, повлекшие за собой внутричерепное кровоизлияние;
  • инфекционно-вирусные заболевания в первые годы жизни, из-за которых возникли нарушения слуха, пострадала ЦНС;
  • травмы головы, лицевой части черепа, сотрясения мозга;
  • наследственность (неправильный прикус, дефекты твердого и мягкого нёба, особенности развития речевых зон головного мозга);
  • употребление во время беременности наркотиков, больших доз алкоголя, прием лекарственных средств, вызывающих уродства плода.

Во вторую группу входят следующие причины:

  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приведшие к педагогической запущенности;
  • психологические травмы;
  • недостаточное общение с взрослыми;
  • подражание речи окружающих людей, неправильно выговаривающих звуки в силу тех или иных обстоятельств (например, глухих родителей);
  • длительное заболевание, из-за которого ребенку часто приходится находиться в больнице и не общаться с другими людьми.

Чтобы ребенок начал правильно говорить, с ним нужно много разговаривать, играть в речевые игры. Нежелание родителей, отсутствие у них времени, переключение внимания малыша на гаджеты может привести к задержке речевого развития.

Виды нарушений речи у детей

Специалисты определяют следующие виды нарушений устной речи:

  • афония, дисфония – отсутствие или искажение голоса из-за патологий голосового аппарата;
  • брадилалия – аномально медленный темп речи;
  • тахилалия – неестественно быстрый темп речи;
  • заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • дислалия – нарушение речи при нормальном слухе и иннервации;
  • ринолалия – изменение тембра голоса и произнесения звуков из-за анатомо-физиологических дефектов;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за слабой иннервации;
  • алалия – недоразвитие речи или полное ее отсутствие из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга, возникшего в период внутриутробного развития или в первый год жизни;
  • афазия – полная или частичная утрата речи вследствие локальных поражений головного мозга (такой диагноз ставят после 3лет).

Кроме того, специалисты выделяют:

  • расстройство экспрессивной речи у ребенка, характеризующееся бедным словарным запасом в сравнении с ровесниками, недоразвитостью речи, трудностям с запоминанием новых выражений, хотя слова при этом ребенок произносит правильно;
  • расстройство рецептивной речи, при котором ребенок не испытывает интереса к разговору, ему сложно выполнять указания, он часто не понимает того, что ему говорят и о чем спрашивают.

Когда следует обратиться к специалисту?

Исправлением неправильной речи занимается логопед. Логопедия – раздел не медицины, а коррекционной педагогики, поэтому обращаться к специалисту следует после консультации с педиатром, поскольку расстройства речи могут иметь медицинские причины. Нередко для исправления дефектов требуется комплексный подход. Нейропсихолог, отоларинголог, невролог, психиатр и логопед проводят комплексную диагностику, по итогам которой составляется программа коррекции речи ребенка.

На вопрос, когда нужно обратиться к логопеду, однозначно ответить сложно, потому что речевые навыки у детей формируются по-разному. Одни малыши довольно быстро учатся говорить, хотя родители не прикладывают к этому особых усилий, другие – позже, при этом они не отстают в развитии, просто нужные для речи структуры мозга созревают у них медленнее. До 2,5 лет весьма сложно однозначно определить, являются ли речевые нарушения медицинской проблемой или это допустимые отклонения в пределах нормы.

Если в 2,5 года у ребенка есть выраженное отставание в развитии речи, педиатры все же советуют обратиться к логопеду. Когда занятия дают результат, ребенок начинает говорить все лучше и лучше, можно утверждать об индивидуальных особенностях развития. Но если положительных изменений не наблюдается, а кроме того появились другие тревожные симптомы, следует заподозрить органические причины, а это уже медицинская проблема. К примеру, помимо нарушений речи ребенок не реагирует на обращенные к нему слова, не поддерживает зрительный контакт, не общается с другими детьми и взрослыми, однообразен в играх. Такая манера поведения свойственна аутистам, и в этом случае один только логопед не поможет.

Если к трехлетнему возрасту речевые дефекты не исчезли, речь у ребенка развивается плохо или вообще не отмечается прогресса, врачи советуют обратиться к неврологу, даже если обследование не обнаружило у него каких-либо патологий и нарушений развития. Рекомендуем записаться на прием к специалисту педиатрического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) по круглосуточному телефону +7 (495) 775-73-60. Важно как можно быстрее обнаружить истинную причину отклонений, потому что отставание в речевом развитии после 3 лет может спровоцировать замедление психического развития.

После 3 лет ребенок уже понимает, что его речь не такая, как у других детей. Это служит причиной формирования чувства ущербности, замкнутости, отказа от разговоров в принципе при сохраненном интеллекте и отсутствии органических поражений. Так развивается невроз. Подобными случаями занимается психолог.

Трудности в освоении произнесения простых звуков могут быть связаны с дефектами артикуляционного аппарата – ротовой полости, нёба, черепа и челюстей. Иногда для их исправления требуется хирургическая операция.

Нарушения речи могут возникать и из-за проблем со слухом (врожденных или приобретенных после инфекционных болезней). В этом случае не обойтись без помощи врача-сурдолога.

Диагностика речевых нарушений

Для диагностики нарушений речи у детей логопед использует систему специальных тестов, проводит аудиометрию, изучает записи, опрашивает родителей. Нередко эти исследования дополняются нейропсихологическими и другими специфическими тестами, которые выполняют специалисты. В ходе обследования детей с нарушением речи логопед оценивает:

  • артикуляционные навыки (умение правильно произносить звуки);
  • уровень развития фонематического слуха (способность различать разные звуки);
  • умение строить фразы грамматически правильно;
  • активный словарный запас, речевое разнообразие.

Специалист обязательно обратит внимание на особенности поведения детей разного возраста.

Следует насторожиться, когда малыш до 3 лет:

  • не пытается повторять звуки;
  • не понимает простых слов и наиболее употребляемых фраз;
  • не улавливает изменения интонации, когда к нему обращаются;
  • говорит очень мало, пытаясь больше общаться мимикой и жестами.

Вызывает беспокойство, когда ребенок старше 3 лет:

  • употребляет только простые предложения, состоящие из 2-3 слов;
  • разговаривает монотонно, невыразительно, посторонние его не понимают;
  • не фиксирует внимание, быстро отвлекается;
  • не может пересказать сказку, объяснить, что нарисовал, рассказать, что было в детском саду, не запоминает простой детский стишок.

После диагностики врач подбирает комплекс упражнений для коррекции речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям. Регулярные занятия с логопедом в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) позволят устранить проблемы у детей, а также помогут маленьким пациентам с тяжелыми нарушениями речи.

Как записаться в детскую поликлинику «Медицина» (клиника академика Ройтберга) на прием к логопеду

Для записи на прием к квалифицированному специалисту-логопеду звоните по телефону +7 (495) 775-73-60 в любое время суток. В педиатрическом отделении АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) предоставляются два вида логопедической помощи:

  • диагностика и коррекция речевых нарушений, связанных с недоразвитием или отклонениями речевого аппарата без нарушения у ребенка высших психических функций;
  • диагностика, коррекция и социальная адаптация в более сложных случаях, когда у ребенка диагностируется задержка развития (занятия проводит логопед-дефектолог).

Специалисты используют классические и передовые методы коррекционной работы с детьми с нарушением речи. Широко применяется логопедический массаж, артикуляционная и мимическая гимнастика. В случае необходимости врач может посещать ребенка на дому.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) находится в центре Москвы (ЦАО) возле метро «Маяковская» и работает в будни с 8:00 до 21:00, в субботу – с 9:00 до 21:00, в воскресенье – с 9:00 до 15:00. Ее адрес: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10.


Лицензии и сертификаты

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.