Адрес
Режим работы
30 ЛЕТ
лидеру отечественного
здравоохранения*

Нарушения речи у детей

КЛИНИКА "МЕДИЦИНА"

Записаться к врачу
Вызов педиатра на дом
Наши врачи
Наши цены
04 Марта 2020 г.
Братанова Ольга Александровна

Формирование речи начинается с момента появления малыша на свет. Это важный аспект психического развития, поскольку умение говорить способствует развитию мышления и созданию личности. Не у всех этот процесс протекает одинаково, кто-то опережает в совершенствовании речевых навыков своих сверстников, кто-то отстает. В норме к достижению школьного возраста дети находятся примерно на одном уровне, однако у некоторых отмечаются выраженные нарушения речи, из-за которых они не способны полноценно общаться и взаимодействовать в социуме.

Если речевые нарушения у детей закрепляются, в дальнейшем могут возникнуть следующие негативные явления:

  • отставание психического развития;
  • замедление формирования познавательной деятельности;
  • расстройства эмоционально-волевой сферы, из-за которых проявляются такие негативные личностные качества, как замкнутость, эмоциональная нестабильность, чувство ущербности, нерешительность;
  • трудности при обучении письму и чтению.

Признаки нарушения развития речи у детей дошкольного возраста

Чаще всего медикам и педагогам приходится сталкиваться с задержкой речевого развития у ребенка. Так называют более позднее в сравнении с нормой овладение устной речью, сопровождающееся скудностью словарного запаса, невыразительным произношением, отсутствием к двум годам фразовой и к трем годам связной речи. Ребенок может разговаривать, но его речь беднее, чем у сверстников.

Обычно задержка развития речи четко определяется к четырем годам, но заподозрить ее можно и в более раннем возрасте. В норме ребенок должен иметь такие навыки:

  • к 1,5-2 годам произносить фразы из двух слов, к 2-2,5 – из трех, к 3-4 – из четырех и более слов;
  • к 1,5 годам овладеть активным словарем, состоящим из 5-20 слов, к 2 – из 150-300, к 3 – из 800-1000, к 4 – из 2000.

В период до полутора лет малыши преимущественно учатся воспринимать слова и фразы, а с полутора-двух начинается бурное развитие активной речи, увеличивается словарный запас.

Характеристика детей с нарушениями речи:

  • отсутствие простейших фраз из двух слов типа «мама дай» к 2 годам;
  • отсутствие связной речи к 3 годам;
  • недоговаривание частей простых слов к 3-4 годам;
  • бедный словарный запас, не позволяющий озвучить свою просьбу или желание.

Формирование речи после 4 лет продолжается, на этом этапе активно усваиваются грамматические нормы языка. Ребенок старается, чтобы его речь была такой же связной, как у взрослых. В монологах начинают появляться разного вида сложные предложения, слова-связки и вводные. Малыш готов учиться читать и осваивать письмо, и успешность этого процесса во многом зависит от общего развития речи. У детей с неисправленными нарушениями впоследствии возможна дислексия (трудности с чтением, вызванные неправильным распознаванием букв и слогов) и дисграфия (пропуск и замена одних букв другими).

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи у детей делятся на две группы:

  • органические (отклонения в работе органов речевого аппарата, а также других органов, участвующих в формировании и регулировании речи);
  • функциональные (нарушения развития речевых навыков).

В первую группу входят следующие неблагоприятные факторы:

  • различного рода внутриутробные патологии, особенно в первом триместре беременности, вызывающие нарушения развития плода (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д.);
  • родовая травма и кислородное голодание мозга во время родов, повлекшие за собой внутричерепное кровоизлияние;
  • инфекционно-вирусные заболевания в первые годы жизни, из-за которых возникли нарушения слуха, пострадала ЦНС;
  • травмы головы, лицевой части черепа, сотрясения мозга;
  • наследственность (неправильный прикус, дефекты твердого и мягкого нёба, особенности развития речевых зон головного мозга);
  • употребление во время беременности наркотиков, больших доз алкоголя, прием лекарственных средств, вызывающих уродства плода.

Во вторую группу входят следующие причины:

  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приведшие к педагогической запущенности;
  • психологические травмы;
  • недостаточное общение с взрослыми;
  • подражание речи окружающих людей, неправильно выговаривающих звуки в силу тех или иных обстоятельств (например, глухих родителей);
  • длительное заболевание, из-за которого ребенку часто приходится находиться в больнице и не общаться с другими людьми.

Чтобы ребенок начал правильно говорить, с ним нужно много разговаривать, играть в речевые игры. Нежелание родителей, отсутствие у них времени, переключение внимания малыша на гаджеты может привести к задержке речевого развития.

Виды нарушений речи у детей

Специалисты определяют следующие виды нарушений устной речи:

  • афония, дисфония – отсутствие или искажение голоса из-за патологий голосового аппарата;
  • брадилалия – аномально медленный темп речи;
  • тахилалия – неестественно быстрый темп речи;
  • заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
  • дислалия – нарушение речи при нормальном слухе и иннервации;
  • ринолалия – изменение тембра голоса и произнесения звуков из-за анатомо-физиологических дефектов;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за слабой иннервации;
  • алалия – недоразвитие речи или полное ее отсутствие из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга, возникшего в период внутриутробного развития или в первый год жизни;
  • афазия – полная или частичная утрата речи вследствие локальных поражений головного мозга (такой диагноз ставят после 3лет).

Кроме того, специалисты выделяют:

  • расстройство экспрессивной речи у ребенка, характеризующееся бедным словарным запасом в сравнении с ровесниками, недоразвитостью речи, трудностям с запоминанием новых выражений, хотя слова при этом ребенок произносит правильно;
  • расстройство рецептивной речи, при котором ребенок не испытывает интереса к разговору, ему сложно выполнять указания, он часто не понимает того, что ему говорят и о чем спрашивают.

Когда следует обратиться к специалисту?

Исправлением неправильной речи занимается логопед. Логопедия – раздел не медицины, а коррекционной педагогики, поэтому обращаться к специалисту следует после консультации с педиатром, поскольку расстройства речи могут иметь медицинские причины. Нередко для исправления дефектов требуется комплексный подход. Нейропсихолог, отоларинголог, невролог, психиатр и логопед проводят комплексную диагностику, по итогам которой составляется программа коррекции речи ребенка.

На вопрос, когда нужно обратиться к логопеду, однозначно ответить сложно, потому что речевые навыки у детей формируются по-разному. Одни малыши довольно быстро учатся говорить, хотя родители не прикладывают к этому особых усилий, другие – позже, при этом они не отстают в развитии, просто нужные для речи структуры мозга созревают у них медленнее. До 2,5 лет весьма сложно однозначно определить, являются ли речевые нарушения медицинской проблемой или это допустимые отклонения в пределах нормы.

Если в 2,5 года у ребенка есть выраженное отставание в развитии речи, педиатры все же советуют обратиться к логопеду. Когда занятия дают результат, ребенок начинает говорить все лучше и лучше, можно утверждать об индивидуальных особенностях развития. Но если положительных изменений не наблюдается, а кроме того появились другие тревожные симптомы, следует заподозрить органические причины, а это уже медицинская проблема. К примеру, помимо нарушений речи ребенок не реагирует на обращенные к нему слова, не поддерживает зрительный контакт, не общается с другими детьми и взрослыми, однообразен в играх. Такая манера поведения свойственна аутистам, и в этом случае один только логопед не поможет.

Если к трехлетнему возрасту речевые дефекты не исчезли, речь у ребенка развивается плохо или вообще не отмечается прогресса, врачи советуют обратиться к неврологу, даже если обследование не обнаружило у него каких-либо патологий и нарушений развития. Рекомендуем записаться на прием к специалисту педиатрического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) по круглосуточному телефону +7 (495) 401-79-39. Важно как можно быстрее обнаружить истинную причину отклонений, потому что отставание в речевом развитии после 3 лет может спровоцировать замедление психического развития.

После 3 лет ребенок уже понимает, что его речь не такая, как у других детей. Это служит причиной формирования чувства ущербности, замкнутости, отказа от разговоров в принципе при сохраненном интеллекте и отсутствии органических поражений. Так развивается невроз. Подобными случаями занимается психолог.

Трудности в освоении произнесения простых звуков могут быть связаны с дефектами артикуляционного аппарата – ротовой полости, нёба, черепа и челюстей. Иногда для их исправления требуется хирургическая операция.

Нарушения речи могут возникать и из-за проблем со слухом (врожденных или приобретенных после инфекционных болезней). В этом случае не обойтись без помощи врача-сурдолога.

Диагностика речевых нарушений

Для диагностики нарушений речи у детей логопед использует систему специальных тестов, проводит аудиометрию, изучает записи, опрашивает родителей. Нередко эти исследования дополняются нейропсихологическими и другими специфическими тестами, которые выполняют специалисты. В ходе обследования детей с нарушением речи логопед оценивает:

  • артикуляционные навыки (умение правильно произносить звуки);
  • уровень развития фонематического слуха (способность различать разные звуки);
  • умение строить фразы грамматически правильно;
  • активный словарный запас, речевое разнообразие.

Специалист обязательно обратит внимание на особенности поведения детей разного возраста.

Следует насторожиться, когда малыш до 3 лет:

  • не пытается повторять звуки;
  • не понимает простых слов и наиболее употребляемых фраз;
  • не улавливает изменения интонации, когда к нему обращаются;
  • говорит очень мало, пытаясь больше общаться мимикой и жестами.

Вызывает беспокойство, когда ребенок старше 3 лет:

  • употребляет только простые предложения, состоящие из 2-3 слов;
  • разговаривает монотонно, невыразительно, посторонние его не понимают;
  • не фиксирует внимание, быстро отвлекается;
  • не может пересказать сказку, объяснить, что нарисовал, рассказать, что было в детском саду, не запоминает простой детский стишок.

После диагностики врач подбирает комплекс упражнений для коррекции речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям. Регулярные занятия с логопедом в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) позволят устранить проблемы у детей, а также помогут маленьким пациентам с тяжелыми нарушениями речи.

Как записаться в детскую поликлинику «Медицина» (клиника академика Ройтберга) на прием к логопеду

Для записи на прием к квалифицированному специалисту-логопеду звоните по телефону +7 (495) 401-79-39 в любое время суток. В педиатрическом отделении АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) предоставляются два вида логопедической помощи:

  • диагностика и коррекция речевых нарушений, связанных с недоразвитием или отклонениями речевого аппарата без нарушения у ребенка высших психических функций;
  • диагностика, коррекция и социальная адаптация в более сложных случаях, когда у ребенка диагностируется задержка развития (занятия проводит логопед-дефектолог).

Специалисты используют классические и передовые методы коррекционной работы с детьми с нарушением речи. Широко применяется логопедический массаж, артикуляционная и мимическая гимнастика. В случае необходимости врач может посещать ребенка на дому.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) находится в центре Москвы (ЦАО) возле метро «Маяковская» и работает в будни с 8:00 до 21:00, в субботу – с 9:00 до 21:00, в воскресенье – с 9:00 до 15:00. Ее адрес: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10.


Запись к врачу

!
!
Отмена
Братанова Ольга Александровна
Логопед
Часы работы












Записаться на прием
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону
Статьи
13 Сен 2021
Интимная гигиена девушки (14-18 лет)
13 Сен 2021
Что делать, если ваш ребенок плохо спит по ночам?
13 Сен 2021
Как правильно ухаживать за кожей ребенка первого года жизни
13 Сен 2021
Питание вашего малыша
Услуги
Обследования
Диспансеризация

Запись к врачу

!
!
Отмена
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону

Вызов педиатра на дом

!
!
Отмена
После отправки заявки с Вами свяжутся по указанному Вами телефону