Речь — важнейший психический навык, присущий каждому человеку. Данная функция принимает непосредственное участие в развитии памяти, мышления, воображения, восприятия окружающего мира. Также возможность говорить является обязательным условием для общения между людьми, обмена информацией. При отставании в развитии речи людям, особенно детям, крайне трудно жить в социуме. Именно поэтому при задержке речевого развития (ЗРР) у малышей важно своевременно начать коррекцию, чтобы скорректировать имеющиеся нарушения.
Возрастные особенности речевых способностей
Речевые функции начинают развиваться сразу после рождения. Поэтому очень важно разговаривать с младенцами с первых дней их жизни, постепенно вводить чтение книг, даже если малыши сами ещё не произносят никаких звуков. Для определения отставания у ребёнка выполняется сравнение его речевых способностей со среднестатистическими возрастными нормами. Такие нормативы являются условными, поэтому наличие небольших отклонений в любую сторону не считаются задержкой развития речи, ведь здесь всё индивидуально:
- возраст до 1 месяца: младенцы должны реагировать на обращение к ним родителей и других членов семьи, различать интонацию речи;
- от 1 до 3 мес.: должно появиться агуканье, попытки воспроизведения отдельных звуков (ааа, ыыы, ммм) с прислушиванием к собственному произношению;
- 4-8 мес.: нормой считается присутствие лепета (мамама, дадада, татата, бабаба и пр.);
- 9-12 месяцев: имитация разговорной интонации, попытки произношения отдельных частей слов; некоторые дети к году уже могут произносить несколько слов;
- 13-23 мес.: малыши начинают произносить простые фразы, состоящие из 2-3 слов, например, «мама, дай»; объём словарного запаса должен включать 15-25 слов;
- от 2 до 3 лет: в обиходе должны присутствовать фразы с 3-4 словами, знание 2-3 цветов, 1-2 геометрических фигур; начало применения в речи прилагательных ((«мама красивая», «папа сильный»); общее количество произносимых слов должно быть 150-200;
- от 3 до 4 лет: нормой считается объём словарного запаса от 500 до 2000 слов, в даже при неправильном произношении некоторых звуков (шипящих, р, л); это возраст «почемучек», ведь дети постоянно осыпают взрослых вопросами «Зачем?», «Почему?» и т. д.;
- 4-5 лет: должны формироваться разговоры на свободные темы, построение предложений с 5-6 словами с добавлением союзов, предлогов, увеличением числа прилагательных; замены и неправильные произношения некоторых звуков не являются отклонением;
- 5-6 лет: оптимальный объём словарного запаса до 3 тысяч слов, совершенствование грамматики, оттачивание навыков звукопроизношения; дети должны уметь читать хотя бы отдельными слогами, а некоторые дошкольники овладевают письмом;
- 7 лет: в обиходе должно быть не менее 3,5 тысяч слов, возможны сложности с произношением «р»; хорошие навыки устного чтения и письма с постепенным улучшением.
Причины речевых нарушений у детей
Существуют биологические (физиологические, органические) и социальные причины задержки речи. В 1/3 случаев определить причины проблемы так и не удаётся.
Среди биологических факторов, из-за которых возникает ЗРР, стоит выделить:
- минимальную мозговую дисфункцию: является следствием перинатального поражения ГМ. Нередко проблема развивается из-за внутриутробной гипоксии или инфекций, асфиксии при родах, недоношенности либо переношенности, родовых травм;
- заболевания в младенчестве: задержка развития речи у детей может быть обусловлена черепно-мозговой травмой, гипотрофией, неонатальными менингитами и энцефалитами, болезнями, ослабляющими младенца, поствакцинальными осложнениями;
- тугоухость: в формировании речевых навыков активно участвует слуховой анализатор (воспринимает услышанные звуки), поэтому нарушенный слух тоже может способствовать задержке речи у ребенка;
- наследственность: медленное развитие нервной системы иногда имеет генетический характер – если мать или отец поздно заговорили в своё время, высока вероятность, что у их детей тоже будут речевые патологии.
Если говорить о социальных причинах задержки речевого развития, то обычно проблемы возникают, если наблюдается неблагоприятные микросоциальные условия, вызывающие нехватку устных контактов. При отсутствии тесного общения между членами семьи у малышей развивается невостребованность речи, при частых болезнях возникает «синдром госпитализма», также имеет место педагогическая запущенность.
Малый темп развития речевых способностей может обуславливаться билингвизмом, стрессами, гиперопекой. Если родители будут предугадывать желания малыша, не дослушивая его до конца, постоянно перебивать, запрещать говорить, то самостоятельная речевая активность не развивается из-за невостребованности.
Негативное влияние на детей ранней возрастной группы оказывает и пребывание в переинформированной среде. Из-за избыточного потока информации мозг малыша просто не способен её обработать, что выработает привычку не прислушиваться к словам и не задумываться об их смысле.
Важно! При переизбытке окружающей информации дети могут даже произносить длинные словосочетания-шаблоны из нескольких слов, но для них они не будут иметь никакого значения. Поэтому подача информации и развитие речевых навыков должно быть дозированным, без перенапряжения нервной системы.
Патогенез, виды нарушений речевого развития
С неврологической точки зрения, есть три важных периода, когда у детей активно развивается речь и наблюдается наивысшая вероятность речевой задержки:
- 12-24 месяца: может возникать алалия в виде грубого недоразвития или полного отсутствия речи;
- 3 года: повреждающие факторы могут привести к мутизму (отказу ребёнка от общения), заиканию;
- 6-7 лет: тяжёлые заболевания могут вызвать детскую афазию либо утрату ранее сформированных речевых функций.
Педагогами и логопедами используется другая классификация, согласно которой выделяют три группы нарушений и задержки речи:
- полное отсутствие речи, произношение отдельных простых слов;
- использование коротких фраз для общения, минимальный словарный запас;
- возможность выстраивания даже длинных предложений, но с разнообразными ошибками (несогласованием падежей или окончаний, отсутствием предлогов и союзов, заменой членов предложения местами, созданием неестественных словесных конструкций и пр.).
Неврологи применяют третью классификацию, которая основана на физиологических причинах:
- нарушения, обусловленные органическими повреждениями головного мозга. Причиной развития алалии является повреждение коры ГМ ещё до начала формирования речи. При моторной алалии малыши сами не говорят, но понимают слова других, а при сенсомоторной они даже не воспринимают чужую речь. Афазией называют нарушения, при которых дети ранее разговаривали, но перестали по причине поражения корковой зоны, например, вследствие перенесённого менингита, сотрясения ГМ. При дизартрии ребёнок неправильно произносит звуки из-за повреждений ЦНС или речевых мышц;
- функциональные проблемы, такие как заикание;
- нарушения, обусловленные дефективным строением артикуляционного аппарата (заячьей губой, расщелиной в верхнем нёбе);
- задержка, при которой речь не развита из-за недоношенного срока беременности, ослабления организма малышей длительными болезнями либо недостатком социального общения в семье.
Симптомы речевых проблем у детей
Задержка речевого развития в год и другом возрасте можно определять по разным проявлениям:
- задержка речевого развития: отличается наличием устной деятельности, но малым словарным запасом или неправильным построением фраз (например, если в три годика малыш ещё говорит единичными словами, как годовалый грудничок), нарушением дикции (слова понятны только родителям);
- задержка психоречевого развития: ребёнок воспринимает речь лишь частично, не участвует в диалогах. В подобных случаях игры являются примитивными, подвижными или разрушительными, без сложных ролевых компонентов. Параллельно возникают бытовые трудности, например, малыш не способен самостоятельно поесть, одеться, сходить в туалет;
- моторная алалия: в этом случае дети понимают речь, выполняют просьбы, но сами не говорят, поскольку обладают достаточным уровнем интеллекта, сформированными бытовыми навыками;
- сенсомоторная алалия: малыши слышат звуки, но не понимают речи, у них нет даже пассивного словарного запаса (например, они не запоминают цвета, фигуры, названия чего-либо);
- дизартрия (нарушенная дикция): характеризуется часто приоткрытым ртом, плохим звукопроизношением, усиленным слюнотечением. Причиной патологии является нарушение ГМ (кора, мозжечок, стволовые и подкорковые структуры, проводящие пути). Мозжечковая дизартрия характеризуется темповой задержкой речи (брадилалией), тихим голосом, произношением по слогам из-за ослабленного речевого дыхания.
Возможные осложнения при ЗРР
Речь является основой интеллекта. Благодаря общению малышам удаётся познавать мир, расширять кругозор, учиться формулированию своих мыслей. Если дети не говорят, происходит более заметное отставание и задержка развития ребенка в 3 года в сравнении со сверстниками.
Сначала проблема характеризуется замедленным темпом речи, после 3 лет отстаёт развитие речевых навыков, в 5 лет уже наблюдаются психоречевые отклонения. В дальнейшем у малышей может возникать нарушение памяти и внимания, сложности в обучении чтению и письму. Из-за этих проблем со временем ребёнка придётся перевести в специальную корректирующую школу.
Диагностика ЗРР
Для точной постановки диагноза ЗРР необходима консультация сразу нескольких специалистов. Главная задача педиатра — оценить соматический статус, предварительно определить вероятные причины нарушений, направить ребёнка к специалисту с нужным медицинским профилем.
Стоит выделить три основные группы диагностических мер:
- медицинское обследование. Благодаря неврологической диагностике (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканированию артерий на голове) удаётся выявить микроорганические поражения ГМ. Отоларинголог в ходе диагностики исключает или подтверждает хронический отит, аденоиды, тугоухость, которые являются частой характеристикой ЗРР;
- логопедическая проверка. Специалисты изучают анамнез и заключения других медиков, оценивает моторное развитие ребёнка, возможности речевого аппарата, слуховые и зрительные реакции, коммуникативные способности. У малышей до 12 месяцев проверяется голосовая и доречевая активность в спокойных и провоцирующих обстоятельствах. Если ребёнок уже говорит, оценивают возраст появления слов, объём словаря, общую речевую активность, фразовую и связную речь;
- психологическая диагностика. Для постановки диагноза «задержка речевого развития у детей» и оценивания психического состояния специалисты проводят денверское тестирование психомоторики ребёнка, учитывают шкалу Гриффитса, шкалу Бейли и пр.
Очень важно точно определить ЗРР, не спутав такие нарушения с общими патологиями развития (аутизмом, элективным мутизмом, олигофренией). Так, при аутизме дети механически произносят слова (эхолалия), не понимая их значение, или понимают речь, но не отвечают. Характерными чертами заболевания являются стереотипные движения и игры, аутоагрессия (избивание, укусы самого себя). Дети-аутисты обычно не смотрят в лицо другим, не высказывают просьбы, являются избирательными в еде, не идут на контакт с посторонними.
Мнение врача
Диагноз ЗРР не ставят до двухлетнего возраста, ведь в этот период у ребёнка могут начать спонтанно развиваться речевые навыки даже без помощи специалистов.
Коррекция речевых нарушений у детей
При задержке речевого развития коррекция должна быть комплексной и включать следующие мероприятия.
- Занятия у логопеда. Данные специалисты проводят уроки со специальными упражнениями, чтобы запустить и развить у ребёнка речь, научить правильному построению предложений. Для этого применяется артикуляционная гимнастика, упражнения для постановки звуков, игровые практики и т. д.
- Занятия у логопеда-дефектолога. В данном случае специалист занимается с детьми, плохо понимающими речь, имеющими грубые задержки речевых функций. Занятия направлены на изучение основных понятий (цвета, формы, размеры), улучшение мелкой моторики, формирование пассивного словаря, в дальнейшем – развитие экспрессивной речи.
- Медико-педагогическая коррекция. При плохом понимании речи, грубом нарушении дикции, выраженных неврологических симптомах, возбудимости, отсутствии социально-бытовых навыков проводится комплексная реабилитация. Это предусматривает приём ноотропных препаратов для активизирования нейронов, улучшения передачи нервных импульсов, устранения последствий гипоксии.
- Микротоковая рефлексотерапия. Методика лечения ЗРР, рекомендованная Минздравом России. Предусматривает выборочную активизацию речевых зон ГМ и путём воздействия микротоками при контроле ЭЭГ (областей Вернике, Брока, лобных долей).
- Логопедические массажи. Такие процедуры направлены на проработку и нормализацию тонуса артикуляционной мускулатуры (лицевых мышц, языка, губ и пр.), улучшение кровоснабжения
Если уделять достаточно внимания коррекционным методам лечения, в большинстве случаев удаётся успешно устранить задержку речевого развития у ребёнка. Но важно начать коррекцию как можно раньше для достижения наилучших результатов.
В целях профилактики развития ЗРР родителям важно записываться к детскому неврологу при первых проявлениях мозговых дисфункций (например, при плохом сне и беспокойстве у малышей до годика). В 2,5 года рекомендуется прийти на консультацию к логопеду для объективной оценки уровня овладения малышом речевыми функциями.
проверена экспертом

Источники
- Авдеева Н. Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития //Психологическая наука и образование. – 2019. – Т. 24. – №. 2. – С. 19-28.
- Алмазова А. А., Панченко-Миль И. И. Нейроонторефлекторный подход к преодолению задержки речевого развития в системе логопедического воздействия //Специальное образование. – 2023. – №. 2 (70). – С. 5-15.
- Волжанкина Н. В., Жулина Е. В. Исследование задержки речевого развития у детей раннего возраста //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 64-2. – С. 48-51.
- Раева Т. В., Леонова А. В. Объективные критерии диагностики индивидуальных особенностей психического онтогенеза детей раннего возраста с задержкой речевого развития //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2022. – №. 2 (115). – С. 25.