Формирование речи начинается с момента появления малыша на свет. Это важный аспект психического развития, поскольку умение говорить способствует развитию мышления и созданию личности. Не у всех этот процесс протекает одинаково, кто-то опережает в совершенствовании речевых навыков своих сверстников, кто-то отстает. В норме к достижению школьного возраста дети находятся примерно на одном уровне, однако у некоторых отмечаются выраженные нарушения речи, из-за которых они не способны полноценно общаться и взаимодействовать в социуме.
Если речевые нарушения у детей закрепляются, в дальнейшем могут возникнуть следующие негативные явления:
- отставание психического развития;
- замедление формирования познавательной деятельности;
- расстройства эмоционально-волевой сферы, из-за которых проявляются такие негативные личностные качества, как замкнутость, эмоциональная нестабильность, чувство ущербности, нерешительность;
- трудности при обучении письму и чтению.
Признаки нарушения развития речи у детей дошкольного возраста
Чаще всего медикам и педагогам приходится сталкиваться с задержкой речевого развития у ребенка. Так называют более позднее в сравнении с нормой овладение устной речью, сопровождающееся скудностью словарного запаса, невыразительным произношением, отсутствием к двум годам фразовой и к трем годам связной речи. Ребенок может разговаривать, но его речь беднее, чем у сверстников.
Обычно задержка развития речи четко определяется к четырем годам, но заподозрить ее можно и в более раннем возрасте. В норме ребенок должен иметь такие навыки:
- к 1,5-2 годам произносить фразы из двух слов, к 2-2,5 – из трех, к 3-4 – из четырех и более слов;
- к 1,5 годам овладеть активным словарем, состоящим из 5-20 слов, к 2 – из 150-300, к 3 – из 800-1000, к 4 – из 2000.
В период до полутора лет малыши преимущественно учатся воспринимать слова и фразы, а с полутора-двух начинается бурное развитие активной речи, увеличивается словарный запас.
Характеристика детей с нарушениями речи:
- отсутствие простейших фраз из двух слов типа «мама дай» к 2 годам;
- отсутствие связной речи к 3 годам;
- недоговаривание частей простых слов к 3-4 годам;
- бедный словарный запас, не позволяющий озвучить свою просьбу или желание.
Формирование речи после 4 лет продолжается, на этом этапе активно усваиваются грамматические нормы языка. Ребенок старается, чтобы его речь была такой же связной, как у взрослых. В монологах начинают появляться разного вида сложные предложения, слова-связки и вводные. Малыш готов учиться читать и осваивать письмо, и успешность этого процесса во многом зависит от общего развития речи. У детей с неисправленными нарушениями впоследствии возможна дислексия (трудности с чтением, вызванные неправильным распознаванием букв и слогов) и дисграфия (пропуск и замена одних букв другими).
Причины нарушения речи
Причины нарушения речи у детей делятся на две группы:
- органические (отклонения в работе органов речевого аппарата, а также других органов, участвующих в формировании и регулировании речи);
- функциональные (нарушения развития речевых навыков).
В первую группу входят следующие неблагоприятные факторы:
- различного рода внутриутробные патологии, особенно в первом триместре беременности, вызывающие нарушения развития плода (токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д.);
- родовая травма и кислородное голодание мозга во время родов, повлекшие за собой внутричерепное кровоизлияние;
- инфекционно-вирусные заболевания в первые годы жизни, из-за которых возникли нарушения слуха, пострадала ЦНС;
- травмы головы, лицевой части черепа, сотрясения мозга;
- наследственность (неправильный прикус, дефекты твердого и мягкого нёба, особенности развития речевых зон головного мозга);
- употребление во время беременности наркотиков, больших доз алкоголя, прием лекарственных средств, вызывающих уродства плода.
Во вторую группу входят следующие причины:
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приведшие к педагогической запущенности;
- психологические травмы;
- недостаточное общение с взрослыми;
- подражание речи окружающих людей, неправильно выговаривающих звуки в силу тех или иных обстоятельств (например, глухих родителей);
- длительное заболевание, из-за которого ребенку часто приходится находиться в больнице и не общаться с другими людьми.
Чтобы ребенок начал правильно говорить, с ним нужно много разговаривать, играть в речевые игры. Нежелание родителей, отсутствие у них времени, переключение внимания малыша на гаджеты может привести к задержке речевого развития.
Виды нарушений речи у детей
Специалисты определяют следующие виды нарушений устной речи:
- афония, дисфония – отсутствие или искажение голоса из-за патологий голосового аппарата;
- брадилалия – аномально медленный темп речи;
- тахилалия – неестественно быстрый темп речи;
- заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата;
- дислалия – нарушение речи при нормальном слухе и иннервации;
- ринолалия – изменение тембра голоса и произнесения звуков из-за анатомо-физиологических дефектов;
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за слабой иннервации;
- алалия – недоразвитие речи или полное ее отсутствие из-за органического поражения речевых зон коры головного мозга, возникшего в период внутриутробного развития или в первый год жизни;
- афазия – полная или частичная утрата речи вследствие локальных поражений головного мозга (такой диагноз ставят после 3лет).
Кроме того, специалисты выделяют:
- расстройство экспрессивной речи у ребенка, характеризующееся бедным словарным запасом в сравнении с ровесниками, недоразвитостью речи, трудностям с запоминанием новых выражений, хотя слова при этом ребенок произносит правильно;
- расстройство рецептивной речи, при котором ребенок не испытывает интереса к разговору, ему сложно выполнять указания, он часто не понимает того, что ему говорят и о чем спрашивают.
Когда следует обратиться к специалисту?
Исправлением неправильной речи занимается логопед. Логопедия – раздел не медицины, а коррекционной педагогики, поэтому обращаться к специалисту следует после консультации с педиатром, поскольку расстройства речи могут иметь медицинские причины. Нередко для исправления дефектов требуется комплексный подход. Нейропсихолог, отоларинголог, невролог, психиатр и логопед проводят комплексную диагностику, по итогам которой составляется программа коррекции речи ребенка.
На вопрос, когда нужно обратиться к логопеду, однозначно ответить сложно, потому что речевые навыки у детей формируются по-разному. Одни малыши довольно быстро учатся говорить, хотя родители не прикладывают к этому особых усилий, другие – позже, при этом они не отстают в развитии, просто нужные для речи структуры мозга созревают у них медленнее. До 2,5 лет весьма сложно однозначно определить, являются ли речевые нарушения медицинской проблемой или это допустимые отклонения в пределах нормы.
Если в 2,5 года у ребенка есть выраженное отставание в развитии речи, педиатры все же советуют обратиться к логопеду. Когда занятия дают результат, ребенок начинает говорить все лучше и лучше, можно утверждать об индивидуальных особенностях развития. Но если положительных изменений не наблюдается, а кроме того появились другие тревожные симптомы, следует заподозрить органические причины, а это уже медицинская проблема. К примеру, помимо нарушений речи ребенок не реагирует на обращенные к нему слова, не поддерживает зрительный контакт, не общается с другими детьми и взрослыми, однообразен в играх. Такая манера поведения свойственна аутистам, и в этом случае один только логопед не поможет.
Если к трехлетнему возрасту речевые дефекты не исчезли, речь у ребенка развивается плохо или вообще не отмечается прогресса, врачи советуют обратиться к неврологу, даже если обследование не обнаружило у него каких-либо патологий и нарушений развития. Рекомендуем записаться на прием к специалисту педиатрического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) по круглосуточному телефону +7 (495) 775-73-60. Важно как можно быстрее обнаружить истинную причину отклонений, потому что отставание в речевом развитии после 3 лет может спровоцировать замедление психического развития.
После 3 лет ребенок уже понимает, что его речь не такая, как у других детей. Это служит причиной формирования чувства ущербности, замкнутости, отказа от разговоров в принципе при сохраненном интеллекте и отсутствии органических поражений. Так развивается невроз. Подобными случаями занимается психолог.
Трудности в освоении произнесения простых звуков могут быть связаны с дефектами артикуляционного аппарата – ротовой полости, нёба, черепа и челюстей. Иногда для их исправления требуется хирургическая операция.
Нарушения речи могут возникать и из-за проблем со слухом (врожденных или приобретенных после инфекционных болезней). В этом случае не обойтись без помощи врача-сурдолога.
Диагностика речевых нарушений
Для диагностики нарушений речи у детей логопед использует систему специальных тестов, проводит аудиометрию, изучает записи, опрашивает родителей. Нередко эти исследования дополняются нейропсихологическими и другими специфическими тестами, которые выполняют специалисты. В ходе обследования детей с нарушением речи логопед оценивает:
- артикуляционные навыки (умение правильно произносить звуки);
- уровень развития фонематического слуха (способность различать разные звуки);
- умение строить фразы грамматически правильно;
- активный словарный запас, речевое разнообразие.
Специалист обязательно обратит внимание на особенности поведения детей разного возраста.
Следует насторожиться, когда малыш до 3 лет:
- не пытается повторять звуки;
- не понимает простых слов и наиболее употребляемых фраз;
- не улавливает изменения интонации, когда к нему обращаются;
- говорит очень мало, пытаясь больше общаться мимикой и жестами.
Вызывает беспокойство, когда ребенок старше 3 лет:
- употребляет только простые предложения, состоящие из 2-3 слов;
- разговаривает монотонно, невыразительно, посторонние его не понимают;
- не фиксирует внимание, быстро отвлекается;
- не может пересказать сказку, объяснить, что нарисовал, рассказать, что было в детском саду, не запоминает простой детский стишок.
После диагностики врач подбирает комплекс упражнений для коррекции речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям. Регулярные занятия с логопедом в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) позволят устранить проблемы у детей, а также помогут маленьким пациентам с тяжелыми нарушениями речи.
Как записаться в детскую поликлинику «Медицина» (клиника академика Ройтберга) на прием к логопеду
Для записи на прием к квалифицированному специалисту-логопеду звоните по телефону +7 (495) 775-73-60 в любое время суток. В педиатрическом отделении АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) предоставляются два вида логопедической помощи:
- диагностика и коррекция речевых нарушений, связанных с недоразвитием или отклонениями речевого аппарата без нарушения у ребенка высших психических функций;
- диагностика, коррекция и социальная адаптация в более сложных случаях, когда у ребенка диагностируется задержка развития (занятия проводит логопед-дефектолог).
Специалисты используют классические и передовые методы коррекционной работы с детьми с нарушением речи. Широко применяется логопедический массаж, артикуляционная и мимическая гимнастика. В случае необходимости врач может посещать ребенка на дому.
АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) находится в центре Москвы (ЦАО) возле метро «Маяковская» и работает в будни с 8:00 до 21:00, в субботу – с 9:00 до 21:00, в воскресенье – с 9:00 до 15:00. Ее адрес: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10.