Пн – Пт: 8:00 – 21:00
Суббота: 9:00 – 19:00
Воскресенье: 9:00 – 15:00
Поиск

Как отличить умственную отсталость от задержки психического развития?

Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и развивается так, как определено состоянием его организма, существуют примерные временные рамки. В течение конкретного периода младенец должен начать демонстрировать хватательные рефлексы, первые улыбнуться матери, перевернуться со спинки на живот и обратно.

Отставание развития малыша от большинства его сверстников заметно практически сразу – в течение первого года жизни (как правило, это происходит уже в первые полгода) у родителей могут появиться первые подозрения. Крайне значимо как можно раньше обратиться за квалифицированной помощью, чтобы специалист смог определить точные причины подобного поведения ребенка, установить точный диагноз и принять все необходимые меры, дабы исправить положение.

Что являет собой умственная отсталость?

Умственная отсталость представляет собой недоразвитость интеллекта, зачастую сопровождаемое недостаточно развитой эмоциональной и волевой сферами.

В большинстве случаев она спровоцирована рядом отклонений от нормы, появившихся еще в период беременности, а также серьезными генетическими заболеваниями вроде синдрома Дауна или Ретта. Второе название данного недуга – олигофрения.

Задержка психического развития

В свою очередь, задержка психического развития – это изменение скорости индивидуального психического и эмоционального развития ребенка в сторону его замедления. Вследствие недуга могут обнаружиться признаки рассеянного внимания, отсутствия контроля за собственной деятельностью, социальная незрелость.

В большинстве случаев, при должном медицинском контроле и усиленном старании родителей, данное заболевание со временем преодолевается.

Чем отличается ЗПР от УО

  • Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно.
  • ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем.
  • Дети, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», демонстрируют новые навыки скачкообразно. В результате необратимого повреждения коры головного мозга представители УО отличаются иерархическим развитием.

Отличия, демонстрируемые в процессе обучения

Отличия между двумя диагнозами заключаются и в области познавательных способностей. Так, дети с ЗПР при должном внимании со стороны родителей могут показывать довольно стремительное развитие возможностей абстрагироваться от той или иной ситуации, самостоятельно анализировать что-либо, сравнивать объекты, обрабатывать информацию, обобщать.

Дети с диагнозом «умственная отсталость» обладают пониженными способностями к познанию, которые практически невозможно улучшить. У них не имеется навыка к установке причинно-следственных связей, они не могут проводить сравнения или обобщать имеющиеся факты.

ЗПР и умственная отсталость (отличия, таблица)

ЗПР Умственная отсталость
Скорость и уровень мышления при грамотном подходе поддаются коррекции Никакие корректировки не помогают ускорить процесс развития
Имеется возможное негативное влияние на интеллект: слух, зрение, координацию, а также уровень внимания и восприятия Происходит воздействие на мыслительный процесс
Большое значение отводится игровой деятельности, с помощью которой можно улучшить состояние ребенка; сам он охотно включается в игровой процесс Демонстрирует абсолютное безразличие практически к любым играм
Высокоэмоциональны, способны сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи Эмоциональная сфера плохо развита; выполнение конкретного задания сопровождается частыми отвлечениями ребенка
Способны к овладеть навыками ИЗО Не выказывают интереса или способностей к изобразительному искусству. При проведении обучающего процесса в редких случаях могут нарисовать простые фигуры, произвольные линии, хаотично написанные буквы
Внешний облик и особенности поведения не диспластичны Могут характеризоваться выраженной диспластичностью: нарушениями пропорций тела, косоглазием, сильной неловкостью, наличием шести пальцев, заметным замедлением речи, заиканием и иными дефектами
Не имеют ярко-выраженных проявлений в своем неврологическом статусе Может быть отмечена асимметрия лица, языка; на некоторых зонах лица моет наблюдаться венозная сетка

Особенности диагностики

Диагностировать наличие у ребенка того или иного заболевания может лишь специалист, поэтому при появлении первых мыслей о том, что с малышом происходит что-то не так, следует незамедлительно. В большинстве случаев, когда на самом деле поводов для беспокойства не имеется, достаточно консультации опытного педиатра.

Однако для того чтобы окончательно убедиться, лучше всего показать ребенка детскому неврологу или невропатологу.

В некоторых случаях требуется обращение сразу к нескольким специалистам: неонатологу, неврологу, дефектологу, нейрохирургу, логопеду, психологу или психотерапевту.

Специалист проведет обстоятельный очный осмотр, ознакомится с анамнезом и назначит ряд обследований для точной постановки диагноза. Среди них могут быть следующие:

  • КТ;
  • МРТ;
  • доплерография сосудов головного мозга;
  • электроэнцефалография и т.д.

С помощью тестов обязательно будет проведена оценка функционирования органов слуха, зрения, способностей мышления, концентрации, мелкой моторики. Специалиста также может заинтересовать, имелись ли в семье случаи подобных заболеваний, страдал ли кто-либо из родственников генетическими болезнями, как протекала беременность матери и т.д.

Мнение врача

Различие между задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО) имеет принципиальное значение для выбора стратегии помощи ребёнку. ЗПР характеризуется временным замедлением развития психических функций, при этом интеллектуальный потенциал сохраняется, и при адекватной коррекции возможно достижение возрастной нормы. В отличие от этого, УО представляет собой стойкое и необратимое снижение интеллекта, обусловленное органическим поражением головного мозга, что ограничивает возможности обучения и социальной адаптации.

Ключевыми отличиями являются: при ЗПР наблюдается частичное и неравномерное развитие психических функций, тогда как при УО отмечается глобальное и тотальное недоразвитие. Дети с ЗПР способны к обучению и проявляют интерес к окружающему миру, тогда как при УО обучаемость значительно снижена, и интерес к внешнему миру ограничен. Ранняя диагностика и своевременное вмешательство при ЗПР существенно повышают шансы на успешную социализацию, в то время как при УО основное внимание уделяется поддержке и адаптации к повседневной жизни.

Степаненко Наталья Леонидовна

Врач - невролог детский

Когда необходимо обратиться к врачу?

Отличия ЗПР от умственной отсталости может точно выявить только специалист на основании осмотра и обследований. Сделать это родителям самостоятельно не представляется возможным.

Обратиться к врачу необходимо сразу же при обнаружении у ребенка:

  • умственного, эмоционального или физического отставания от его сверстников;
  • резких вспышек агрессии;
  • явных проблем с концентрацией внимания;
  • выраженных диспропорций тела.

Крайне важно найти грамотного специалиста, обладающего достаточным опытом и уровнем квалификации.

Именно такими являются специалисты педиатрического отделения клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), здание которой расположено в центре Москвы, по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Маяковская».

В нашем клинике работаю опытные неонатологи, детские психологи, педиатры и иные узкие специалисты. Они работают на новейшем оборудовании, позволяющем с максимальной точностью выявить малейшие особенности в состоянии здоровья конкретного ребенка.

Записаться на консультацию можно по круглосуточному номеру телефона +7 (495) 775-73-60 или при помощи формы обратной связи.

Информация проверена экспертом
Информация
проверена экспертом
doctor
Врач - невролог детский Стаж 34 года
ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу. Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
В чем основное отличие умственной отсталости от ЗПР?

Умственная отсталость - стойкое необратимое нарушение интеллекта, тогда как ЗПР - временное отставание в развитии, поддающееся коррекции.

Каковы характерные признаки умственной отсталости?

Стойкое снижение IQ ниже 70, нарушение абстрактного мышления, трудности в освоении бытовых навыков, проблемы с социальной адаптацией.

Как проявляется задержка психического развития?

Неравномерное развитие психических функций, сохранность познавательной активности, возможность усвоения знаний при специальном обучении, эмоциональная незрелость.

Какие методы диагностики используют для дифференциации?

Комплексное обследование: клиническая беседа, тесты интеллекта (Векслер), нейропсихологические методики, наблюдение за ребенком в разных ситуациях.

Каковы прогнозы при этих состояниях?

При ЗПР возможна значительная компенсация при своевременной коррекции, при умственной отсталости - адаптация в пределах имеющихся возможностей, полное выздоровление невозможно.

Отзывы

Мы, семья Бородиных, хотим поблагодарить клинику АО «Медицина» за высокое качество предоставляемых медицинских услуг. Абсолютно весь персонал работает слаженно, с заботой о пациентах и добротой. 
Особую благодарность хотим выразить А.Н. Бакланову И.В. Смирнову, И.И. Орлову за проведенную операцию. Вы – непревзойдённые профессионалы. Великие люди! Великие – в смыле меняющие жизни людей!
Вот и мы уезжаем с новыми возможностями и сильно этому радуемся!
В нашу новую жизнь…
Спасибо всем медсестрам, Владиславу, а главное, нашим чудо-врачам. 



Семенчук Елена, Бороздин Кирилл

Хотелось бы выразить благодарность и признательность неврологу Степаненко Наталье Леонидовне.

Благодарность неврологу Степаненко

Хочу выразить огромную благодарность врачам за проведенную операцию моей дочке:
Бакланову А.Н., Смирнову И.В., Орлову И.И.
Они – врачи от Бога!
Всему медперсоналу, все очень добрые, обходительные.
Санитаркам – они очень добрые и всегда у них везде чистота. 
Спасибо помощнику Владиславу за его работу. Всегда был на связи и во всем помогал.
Спасибо академику Ройтбергу за клинику АО «Медицина2. Это клиника просто замечательная, все сделано для комфорта людей. Спасибо затепло и гостеприимство.



Бибикова Е.Н.

Наша с сыном мечта осуществилась – мы в –замечательной клинике, нас прооперировали замечательные врачи Бакланов А.Н. и Орлов И.И., анестезиолог-реаниматолог Смирнов И.В. 
И хочу отметить - очень внимательные медсестры в реанимации. Медперсонал просто на высшем уровне – профессиональны и очень внимательны: Гуля, Анна, Жанна, Ирина. Официантки: Ирина, Ниссу. Санитарки: Нина Ивановна, Галина, Любовь, Галина.


Веккер А.С.

Выражаем огромную благодарность замечательным врачам: спинальным хирургам Бакланову А.Н. и Орлову И.И. и врачу анестезиологу Смирнову И.В. за прекрасно проведенную операцию моему сыну Лапшину Е. Мы приезжаем к ним уже на вторую операцию и не перестаем восхищаться золотыми руками врачей.
Огромная благодарность всему медперсоналу шестого этажа за их внимательность и готовность помочь. 
Благодарность помощнику Владиславу за его поддержку и заботу. 
Ваша клиника – это просто чудо. Все сделано для комфорта пациентов. 
Спасибо вам за вашу помощь, гостеприимство и спасение моего сына.

Княжева А.А.

Хотим выразить огромную благодарность врачам: Бакланову А.Н, Смирнову И.В, Орлову И.И. Вы сотворили для моего сына Лапшина Е.А. настоящее чудо, возможность сидеть, дышать полной грудью. Операция дала нам шанс на новую жизнь. Спасибо вам огромное за вашу работу. Так же хочется написать слова благодарности всему персоналу 6 этажа, всем медсёстрам, санитаркам. Ваша работа не менее важна. Спасибо за чуткое внимание, заботу, за вашу поддержку и ваши улыбки. Так же спасибо нашему помощнику Владиславу, который всегда приходил на помощь по любым вопросам, просто мог поговорить, посмеяться, когда было тяжко. Спасибо за вашу работу.

Лапшины

Огромное спасибо детскому неврологу Степаненко Наталье Леонидовне. наблюдаемся несколько лет и всегда получаем массу внимания к каждой возникшей или давно наблюдаемой проблеме. Всегда очень тщательное обследование, очень грамотные назначения и всегда проактивные действия. Согласование всех действий, понятная консультации, чуткое отношение к ребенку и работа с родителями на высшем уровне. Спасибо!

Елизавета

Выражаю огромную благодарность детскому неврологу Степаненко Н.Л. за своевременную и очень полезную помощь. Высокий профессионализм и теплое человеческое внимание, что еще нужно! Спасибо огромное.

Михаил Романов

Не внимательна к пациенту. Возможно она хороший специалист, но впечатление от приема - хочет поскорей избавиться от пациента. Он ей неинтересен. Я очень не доволен приемом, особенно в сравнении с врачом Строевой, у которой я лечился.

Александр Кулаков

Мурзина Оксана Юрьевна - замечательный врач! Ведет обоих детей с рождения. Внимательная, грамотная, чуткая. Врач доказательной медицины, без лишних назначений, но с профессиональным подходом. Рады, что попали именно к ней.

Анна
Поделиться:

Лицензии и сертификаты

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.