Пн – Пт: 8:00 – 21:00
Суббота: 9:00 – 19:00
Воскресенье: 9:00 – 15:00
Поиск

Аутизм у детей: что это такое и как с этим жить

Аутизм — это психоэмоциональное заболевание, непосредственно влияющее на развитие ребенка, его поведенческие особенности, навыки общения с людьми и адаптацию. В последние годы тема аутизма у детей становится все более обсуждаемой, так как количество случаев этого состояния растет и очень пугает новоиспеченных родителей. Что такое аутизм у ребенка простыми словами? Это особенность развития, при которой ребенок воспринимает мир иначе, чем его сверстники. Дети с аутизмом могут иметь проблемы в общении со сверстниками, они больше любят находиться в одиночестве, а также наблюдаются повторяющиеся действия в его поведении. 

Что такое РАС?

Расстройство аутистического спектра — это медико-биологический термин, охватывающий разнообразные типы аутизма. У маленьких пациентов могут наблюдаться как легкие, так и более выраженные симптомы этого состояния. РАС у детей – что это? Это не заболевание, а особенность их развития, которая требует внимательного подхода в процессе воспитания, обучения и социализации. 

Симптомы и признаки аутизма у детей

Симптоматика начинает проявляться в раннем возрасте. Родители нередко отмечают, что их ребенок не реагирует на имя, не устанавливает зрительный контакт и не улыбается в ответ. К другим проявлениям аутизма у детей относятся замедленное развитие речи, повторяющиеся движения (раскачивание тела, стимы, хлопанье руками), а также повышенная чувствительность к звукам, яркому свету или прикосновениям. 

Степень проявления специфической симптоматики будет варьироваться в зависимости от тяжести патологии. Небольшой процент детей с аутизмом могут говорить, хотя их речь часто бывает монотонной или характеризуется повторением одних и тех же фраз, хотя в голове у ребенка все звучит как полноценный диалог, просто он не может до конца выразить свои мысли. В то же время другие дети, страдающие аутизмом, не разговаривают совсем, предпочитая использовать жесты как альтернативу вербальному общению.

Причины аутизма у детей

Это сложное заболевание, которое затрагивает практически все жизненно важные сферы: коммуникацию, развитие и взаимодействие с окружающими, но активаторы возникновения болезни пока полностью не исследованы, и трудно сказать, что стало главным толчком для развития аутизма. Ученые провели ряд анализов и выявили первопричины, которые могут стать активатором аутистического расстройства: 

  • Генетические аспекты играют важную роль: если в семье уже имеются случаи аутизма, риск его появления у детей возрастает. 
  • Нейробиологические факторы, например, еще в утробе матери могут происходить изменения в мозгу, которые отвечают за социальные и коммуникативные взаимодействия.
  • Экологические факторы также не стоит исключать из списка первопричин. Токсичные химикаты и вещества негативно влияют на беременную женщину, а она через вдыхаемые пары передает это ребенку.
  • Проблемы во время беременности. Риск аутизма существенно возрастает, если будущая мама переболела тяжелым вирусом или инфекцией во время вынашивания плода.
  • Возраст родителей, особенно отца, может повысить риск аутизма. 
  • Дефицит кислорода при родах, а также нарушения в иммунной системе матери могут сыграть свою роль.

Исследования этого заболевания продолжаются, и понимание аутизма углубляется, что может помочь в разработке более эффективных методов диагностики и вывода ребенка в длительную ремиссию.

Лечебная терапия

Лечится ли аутизм у ребенка? В первую очередь стоит помнить, что это не болезнь, которую можно вылечить, а состояние, нуждающееся в корректировке. Лечебная терапия должна объединять в себе комплекс мероприятий, направленных на устранение основной симптоматики и адаптации ребенка к новым жизненным условиям. Она включает в себя: 

  • Раннее вмешательство. Чем раньше начнется лечебный процесс, тем выше шансы успешного развития ребенка. Специальные программы могут включать в себя поведенческую терапию, логопедическую помощь и занятия с психологом.
  • Поведенческую терапию. Считается одной из наиболее эффективных методик, например ABA (прикладной анализ поведения). Этот подход направлен на изменение нежелательных реакций и развитие социальных умений. Терапевты работают с детьми, используя позитивное подкрепление для формирования желаемого поведения.
  • Логопедию. Чтобы решить проблемы с общением, логопеды оказывают помощь в развитии речевых навыков, учат выражать свои мысли и чувства, а также осваивать невербальные коммуникативные сигналы. Такие курсы проходят и родители, чтобы им было проще найти общий язык с ребенком.
  • Социальные навыки. Это ключевой аспект в терапии, так как аутисту придется адаптироваться к социуму. На специальных занятиях проводятся интерактивные игры, которые учат ребенка взаимодействовать с другими, осваивать социальные нормы и развивать дружеские связи.
  • Медикаментозную терапию. Хотя лечения от этого состояния не существует, все же есть некоторые препараты, которые помогут снизить симптоматику расстройства. Это могут быть лекарства, направленные на устранение гиперактивности и тревожности, но назначаются они исключительно врачом.
  • Поддержку семьи. Важно, чтобы семья ребенка с аутизмом получила помощь и информацию. Есть специальные группы и кружки, где собираются родители с особенными детьми, им проводятся уроки по воспитанию, они общаются между собой и делятся опытом.

Дети с РАС могут достичь значительных успехов, если им оказывается своевременная и профессиональная помощь. Важно, чтобы родители и педагоги работали вместе, создавая для ребенка комфортную среду, в которой он сможет раскрыть свой потенциал и чувствовать себя защищенно.

Как помочь ребенку и на что обратить внимание в его поведении?

Детский аутизм требует особого внимания со стороны родителей и врачей. Если вы подозреваете, что ваш ребенок аутист, необходимо как можно раньше обратиться к врачу. Ранняя диагностика и квалифицированная помощь специалиста могут значительно улучшить качество жизни ребенка, адаптируя его к реалиям мира. 

Симптомы аутизма у детей могут быть разными, но важно помнить, что каждый ребенок уникален. У некоторых открываются способности и таланты в определенных областях. Например, в математике, в музыкальном творчестве или в искусствоведении. Задача родителей и педагогов — помочь ребенку развить эти таланты и научиться справляться с трудностями, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. 

Мифы и реальность

Так как это состояние до конца не изучено, то возникает много споров, догадок и мифов, которые нужно подтвердить или развеять, чтобы не вводить людей в заблуждение. Например:

  • Первый миф заключается в том, что аутизм является редким заболеванием. На самом деле, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, это расстройство наблюдается у 1 из 160 детей. Следует отметить, что аутизм не является чем-то необычным, и важно осознавать, что он представляет собой спектр, охватывающий разнообразные симптомы и степени тяжести.
  • Второй миф утверждает, что аутизм возникает из-за вакцинации. Научные исследования опровергли эту версию, установив, что вакцины не приводят к аутизму. Это заблуждение возникло из-за некачественных исследований, которые впоследствии были дискредитированы.
  • Третий миф — ребенок с аутизмом имеет выдающиеся способности. Хотя некоторые дети могут проявлять некоторые таланты в определенных областях, большая часть из них сталкивается с бытовыми трудностями в обычной жизни и требует постоянной помощи родителей.

Если вы заметили признаки аутизма у ребенка, то немедленно запишитесь к врачу. Ранняя диагностика и своевременная терапия помогут малышу адаптироваться, а вам узнать больше об особенностях этой патологии. Это длительный и трудоемкий процесс, который совместно с общими усилиями может принести неплохой результат как для ребенка, так и для родителей.

Вопрос-ответ

Что такое аутизм у ребенка?

Это заболевание, при котором ребенок не может полностью освоиться в обществе и воспринимать мир так, как его воспринимают здоровые люди. Малышу становится тяжело выразить свои эмоции, он становится замкнутым и не идет на контакты даже с близкими людьми. Еще это состояние проявляется гиперактивностью, а ключевой момент в понимании аутизма то, что он не является единым состоянием, каждый случай уникален.

Характерные причины аутизма у детей?

Основные этиологии возникновения полностью не изучены до конца, но есть предположение, что заболевание может возникать по последующим причинам: 

  • Ген фактор. Предрасположенность от родителей будет играть важную роль, так как формирование всех жизненно важных органов и нейронных связей происходят еще в утробе матери, а если в семье есть братья или сестры с таким заболеванием, то риски существенно возрастают.
  • Экология. Она не является главным толчком возникновения патологии, но может стать активирующим фактором. Так как токсичное вещество и различного рода инфекции могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка.
  • Тяжелые иммунные реакции. Некоторые исследования указывают на возможную связь между аутизмом и иммунными ответами организма.
  • Возраст родителей. Чем позже у пары появляется ребенок и чем старше родители, тем выше риск родить ребенка с аутическим расстройством.

Признаки аутизма у детей?

Основная симптоматика будет заключаться в том, что ребенок не будет идти на контакт даже с родителями. Будет отмечаться замкнутость малыша и отсутствие речи, а также возможно повторение одних и тех же движений и чрезмерная гиперактивность ребенка.

Какова продолжительность жизни у аутистов?

В среднем люди с диагнозом аутизм могут жить до 50-60 лет. Полностью приспособиться к обществу не получится, поэтому люди будут нуждаться в постоянной помощи даже при выполнении обычных повседневных задач.

Как диагностируется аутизм?

Процесс диагностики аутизма, как правило, требует анализа поведения ребенка, изучения его развития и применения специализированных диагностических методик. Крайне важно, чтобы эту процедуру выполнял опытный профессионал, который сможет определить: тяжесть заболевания, ее подтип, течение и возможные факторы риска. 

Как можно помочь детям с аутизмом?

В первую очередь важна комплексная работа родителей, педагогов и врачей, которые совместными усилиями помогут ребенку адаптироваться в обществе и не чувствовать себя брошенным. Также для особенного малыша будет полезен контакт с животными, так как они благоприятно влияют на нервную систему. Можно посещать кружки и секции, где ребенок сможет проявить свои скрытые особенности и таланты.

Преимущества лечения и реабилитации аутизма в детской клинике АО «Медицина» (академика Ройтберга)

Здесь вы сможете получить комплексное обследование, пройти все необходимые анализы и через несколько дней узнать результаты. Многопрофильные врачи с большим опытом работы умеют находить подход к детям с индивидуальными особенностями и помогут подобрать оптимальное лечение, которое будет подходить именно вам. Для того чтобы получить всю нужную информацию и записаться на прием, вы можете позвонить по телефону, посетить наш официальный сайт или обратиться в регистратуру.

Литература

  1. Богдашина О. Б. Аутизм. Определение и диагностика, Донецк, 1999. Глава 2.
  2.  Башина В. М. Аутизм в детстве // М.: Медицина, 1999. Стр. 57.
  3. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. — М.: Просвещение, 1989. — 95 с.
  4.  Башина В. М. Аутизм в детстве // М.: Медицина, 1999. Стр. 9.
  5. Приказ Минздрава России от 02.02.2015 N 30н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2015 № 36819).
  6. Симашкова Н. В., Макушкин Е. В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение: клинические рекомендации / Российское общество психиатров. 2015.
  7. Григоренко Е. Расстройства аутистического спектра. М., 2018.
  8. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Разработчик клинической рекомендации Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику. Одобрены научно-практическим советом Минздрава РФ, 2020. – с. 52.
  9. Божкова Е. Д., Баландина О. В., Коновалов А. А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). Современные технологии в медицине. Т. 12, № 2, 2020. С. 111-120.
Поделиться:

Лицензии и сертификаты

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.