Пн – Пт: 8:00 – 21:00
Суббота: 9:00 – 19:00
Воскресенье: 9:00 – 15:00
Поиск

Уберечь школьника от болезни: врачи дали советы к 1 сентября

Статья на МК
Авторы: ЕКАТЕРИНА ПИЧУГИНА

Приближается День знаний, и многих родителей, да и детей, охватывает странная тревога. Где-то с середины августа врачи начинают диагностировать у некоторых взрослых и их особо впечатлительных отпрысков «синдром 1 сентября» — у взрослых он, как правило, проявляется чувством беспокойства: справится ли ребенок с нагрузками, осилит ли школьную программу, готов ли он к изменению ритма жизни? Дети демонстрируют другую симптоматику: плохо спят, жалуются на головные боли.Как достойно встретить не только День знаний, но и провести весь учебный год? Как избежать проблем со здоровьем у ребенка, добиться повышенной усидчивости и максимального уровня усвоения новой информации? Как сохранить физическое здоровье школьника?

В 2022 году за парты сядет около 2 миллионов первоклассников. По данным Минпросвещения РФ, общая численность школьников к 2023–2024 учебному году составит 18,8 млн. При этом данные ежегодных профилактических осмотров школьников демонстрируют неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья у детей на всех ступенях обучения, и особенно у подростков 15–17 лет. На первых местах по заболеваемости у школьников стоят болезни желудочно-кишечного тракта и костно-мышечной системы.

Как рассказывает врач-педиатр высшей категории, член Союза педиатров России Екатерина Морозова, в августе родители всегда активно интересуются, как подготовиться к школе, чтобы и ребенку, и взрослым было комфортно. Есть несколько важных правил, которые помогут сделать процесс обучения максимально приятным и полезным. Однако подготовку к школе нужно начинать заранее.

Примерно с середины августа обратите самое пристальное внимание на режим своего ребенка. «1 сентября наступает не сразу и для родителей, и для детей, — говорит Екатерина Вячеславовна. — И если вы хотите, чтобы ребенок вставал в школу без проблем, готовиться надо заранее. Где-то с середины августа надо начинать вставать раньше и раньше отходить ко сну».

Каждый школьник, независимо от возраста, должен спать хотя бы 9 часов в сутки. Поэтому идеально, когда ребенок отходит ко сну в 21.00, а встает в 7 утра.

Нагрузку в школе распределяют в зависимости от возрастов: у школьников начальной школы, как правило, не более 4 уроков в день, а в старшей школе у детей уже формируются навыки усидчивости и внимания. «Однако все дети разные, всё очень индивидуально, поэтому для начала надо понять, как ребенок занимается, как ему дается нагрузка, прежде чем записывать его в какие-то дополнительные секции. В некоторых случаях детям нужно ограничиться только школой, хотя бы на первое время. В любом случае, прямо с сентября дополнительные занятия лучше не брать, через месяц можно попробовать добавить 1–2 дополнительные секции — лучше всего спортивную (это разгрузка после учебы) и секцию для творческих навыков (рисование, шахматы, иностранные языки)», — продолжает доктор Морозова.

Независимо от возраста школьника после уроков рекомендуется обязательно 1,5–2 часа отдыха, лучше всего активного: полезны прогулки на свежем воздухе (если ребенок на продленке, на них отводится специальное время).

Как много дополнительных занятий можно посещать ребенку, вы сможете понять по итогам первого месяца занятий: укладываются ли дополнительные занятия в режим дня, справляется ли он с нагрузками, или ему тяжело. «Наблюдайте за ребенком. Если он умеет делать уроки быстро и справляется со школьной программой, можно увеличить количество секций. Многое зависит от того, как далеко находится секция, сколько времени тратится на дорогу. Если ребенок устает, выбирайте самое оптимальное, что подходит ребенку больше. Бывают семьи спортсменов, где все занимаются спортом, а бывают творческие люди. В семье музыкантов обычно не рождаются баскетболисты. Старшие дети выбирают секции сами: они часто увлекаются компьютерами, айти-технологиями, многие занимаются онлайн. Тут важны их индивидуальные запросы. Сейчас популярны театральные кружки, которые формируют навыки общения, и это очень хорошо», — говорит эксперт.

Если дети уже взрослые (учатся в старших классах, студенты), родителям трудно их контролировать. В этой ситуации важнее всего уклад в семье. Если ребенок усидчивый, он сам будет заниматься, а если нет — придется убеждать его беседами. Контролировать взрослых детей вы уже не сможете, с ними остается только договариваться. Таким детям очень важно оставлять время на отдых и сон: если ребенок плохо спит, это сказывается на учебном процессе.

Макароны по-флотски под запретом

Сейчас в школах предоставляют горячее питание. И в этой ситуации важны завтраки и перекусы, которые вы даете ребенку с собой. Есть дети, которые категорически отказываются есть по утрам, однако врачи рекомендуют вырабатывать у них эту правильную и здоровую пищевую привычку. «Завтракать дети должны обязательно, обедать и ужинать тоже. Если ребенок категорически отказывается завтракать, на первое время давайте ему то, что он любит: запеканку, фрукты. Без завтрака у ребенка первые несколько уроков не будет мотивации заниматься и могут возникнуть проблемы с ЖКТ. При этом приемы пищи, в том числе перекусы, должны происходить примерно в одно и то же время, чтобы сформировать условный рефлекс: в итоге ребенок будет хотеть есть «по часам» и его мозговая деятельность будет обеспечена калориями», — говорит Екатерина Морозова.

Как уберечься от ОРВИ

Рядовая ситуация, которая повторяется из года в год: дети вышли в школу — и сразу начали болеть. Как это предотвратить и что с этим делать?

Первое и главное — закаливание, это основной пункт здоровья детей. Но начинать закаляться в сентябре как минимум бессмысленно, это делают сильно заранее, и лето — идеальное время. Но если ребенок съездил на море или занимается спортом, считайте, он уже на 50% подготовлен к школе.

Второе — соблюдение режима сна и отдыха.

Третье — одежда по погоде. Дети должны носить вещи из натуральных тканей, не переутепляться. Если на улице тепло, то не стоит одевать ребенка в теплый пиджак. Это если нет каких-либо требований по форме; а если есть, стоит поговорить с учителем. Главный принцип одежды — многослойность, это позволяет сохранять тепло и не вызывать потливости.

Грипп в этом году будет, врачи ждут роста заболеваемости. Так что лучше вакцинироваться.

Если у ребенка насморк и кашель, но при этом нет температуры, можно ли ему ходить в школу? Этот вопрос должен решать только врач! Если это проявления аллергии, то школу, конечно, посещать можно. Но если речь идет об инфекционном заболевании, придется посидеть дома. Любые катаральные явления сегодня рассматривают как возможный ковид. И если продолжить тему коронавируса, то во многих школах сегодня есть тепловизоры или просто градусники, стоят бактериальные лампы. При любых катаральных явлениях ребенка отправляют домой.

Приучите ребенка к постоянному мытью рук — это спасет его от многих инфекций. Кроме того, давайте ему с собой антисептик для рук. Возможно, скоро опять встанет вопрос об обязательном ношении масок. И нельзя исключать, что какой-то промежуток времени придется учиться онлайн. Увы, распространение SARS-CoV-2 стремительно растет.

Многие родители жалуются, что их дети слишком неусидчивые и гиперактивные. Смогут ли они высидеть на уроке? Да, действительно, синдром гипермобильности с дефицитом внимания или без него встречается, но не так уж распространен. Чаще всего дети бывают просто непоседами. Усидчивость у ребенка надо вырабатывать, ибо усидчивых от природы детей не бывает. Поэтому с ребенком с раннего возраста надо заниматься: вместе рисовать, собирать пазлы, конструкторы, играть в дидактические игры. Развивать моторику помогают плетение браслетов, изготовление украшений, лепка.

Если ребенку сложно усидеть на месте и из-за этого у него начались проблемы в школе, выберите ему кружок, который поможет в формировании усидчивости: по рисованию, лепке, шахматам… Если вам кажется, что что-то не так, обратитесь к неврологу.

Сколиоз и плоскостопие: что делать?

К сожалению, именно в школьные годы у ряда детей начинают выявлять первые признаки сколиоза и плоскостопия, которым сегодня подвержена большая часть населения планеты.

По данным ученых, из всего населения земного шара в разных странах плоскостопием страдает от 40 до 80% людей, из них 90% составляют женщины. Сколиоз диагностируется у 5–10% детей. Девочки болеют в 9 раз чаще, чем мальчики. В категорию риска попадают дети в возрасте от 5 до 12 лет. В этот период позвоночник интенсивно растет. Сколиоз активен до тех пор, пока ребенок растет, то есть до 17–18 лет.

«Дети в процессе роста проходят несколько физиологических скачков, и даже если один из них пропустить, в перспективе ситуация может серьезно ухудшиться, вплоть до необходимости оперативного вмешательства. Поэтому следите за детьми и вовремя отводите их к специалистам», — говорит травматолог-ортопед Николай Бацаленко.

Итак, своды стопы у ребенка формируются до трех лет. Дети до пяти лет, как правило, не подвержены развитию сколиозов — гибкая мышечная система удерживает позвоночник и позволяет ему не искривляться. Поэтому у детей до 5 лет особое внимание уделяйте состоянию сводов стопы. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, начинается формирование вальгуса: стопы могут быть слишком наклонены, что приведет к формированию колен «иксом», либо к тому, что ребенок начнет косолапить, как медвежонок. Поэтому если врач фиксирует физиологические отклонения в развитии вальгуса, раз в 3–6 месяцев такой ребенок должен проходить осмотры у ортопеда. Реабилитация в этой ситуации не требует колоссальных усилий, к тому же ее проводят в игровой форме, чтобы все прошло для малыша безболезненно. Чаще всего детям прописывают ношение ортопедической обуви; не обязательно искать профессиональную, есть дешевые марки, которые вполне соответствуют ортопедическим требованиям (жесткий задник, жесткая основа, наличие супинатора). При этом дети до трех лет такую обувь носят только на улице, а дома могут ходить в чем угодно, чтобы не произошло обратной фиксации. Кроме того, потребуется массажный коврик — без иголок, с гладкой поверхностью. Есть еще ряд полезных упражнений: подъем мелких предметов с пола, ходьба по шарикам. Полезно и кататься на самокате, но важно менять опорную ногу, чтобы не провоцировать сколиоз. Ну и последнее — массаж стоп.

А вот если плоскостопие диагностировано у ребенка в возрасте старше 5 лет (в это время стопа уже окончательно сформирована), ношения ортопедической обуви будет недостаточно, плоскостопие придется лечить. Скорее всего, потребуются специальные стельки (кстати, современные стельки рассчитаны на каблук до 10 см, а некоторые даже на открытую обувь). Стельки носятся везде: и дома, и на улице, и на учебе, без них можно только спать.

С 5 лет и до полного взросления есть опасность развития сколиоза — нарушения осанки, которое происходит в том числе из-за неправильного положения за столом, занятий спортом, неправильного ношения портфеля (например, если ребенок носит его в правой руке, очень быстро развивается тенденция к перекосу).

Идеальное время для завтрака 7–8 часов утра; обеда — 13–14; ужина — 18–19 часов. Если ребенок аллергик или у него есть заболевания ЖКТ, нужно обязательно сказать об этом классному руководителю.

Есть список запрещенных к употреблению в школах продуктов, которые составляет Роспотребнадзор. Например, в него входят макароны по-флотски, блинчики с мясом или с творогом, грибы, майонез, кетчуп, сладости с белковым и масляным кремом. Полная информация об этом есть на сайте Роспотребнадзора «Здоровое питание.ру», там же можно оставлять жалобы, если в вашей школе этим списком пренебрегают.

Идеальное время для перекуса в школе — 10–11 часов утра. Детям нужно три часа перерыва между приемами пищи. Ну а перекус в школе — это уже ответственность родителей. Лучше всего давать с собой ребенку воду, фрукты (бананы, яблоки, груши). Детям постарше вполне подойдут бутерброды, но не с колбасой, а с отварной курицей, мясом или рыбой, сыром и зеленью, овощами. Кроме того, сейчас продается много полезных батончиков мюсли — они тоже подойдут. Если нет аллергии, можно давать в качестве перекуса орехи. «Соотношение белки–жиры–углеводы в школьном питании соблюдается, но главное, за чем нужно следить — ограничение соли и сахара. Поэтому колбаса детям запрещена, как и сосиски, их тоже исключил Роспотребнадзор из меню школьных столовых. Хотя они удобные и быстрые в приготовлении, но содержат много соли. Запрещены также и любые консервы», — продолжает эксперт.

— Поэтому очень важно выбрать правильный школьный рюкзак. Детям рекомендуется ношение рюкзака на двух лямках, что способствует равномерному распределению нагрузки на спину. Кроме того, рюкзак должен плотно прилегать к спине, — говорит Николай Бацаленко.

Диагностируется сколиоз на основании визуального осмотра и рентгенографии. Первое, с чего начинают лечение сколиоза, — с диагностики… плоскостопия! Ведь именно у детей старше 5 лет оно ухудшает сколиоз, и наоборот. Получается порочный круг, который нужно разорвать. Поэтому без коррекции плоскостопия лечить сколиоз бессмысленно.

Для лечения нарушений осанки чаще всего назначают массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры. При сколиозе одна группа мышц спины находится в тонусе, а другая расслаблена. Процедуры электростимуляции и нейростимуляции помогают скорректировать эту проблему, а массаж спины стоп и нижних конечностей улучшает кровоток. Что касается лечебной физкультуры, то ее цель — формирование стандарта правильного положения за столом, чтобы ребенку не приходилось постоянно напоминать: «сядь прямо», «не сутулься» и пр.

Как известно, нет ничего лучше профилактики, и лучшей профилактикой нарушений осанки являются занятия физкультурой, танцы, конный спорт, плавание. При этом, как говорит доктор Бацаленко, плавание помогает в основном при хорошем тренере, а вот спортивно-бальные танцы и конный спорт — независимо от обучающего мастера.

Кроме того, следите за правильным положением ребенка за столом. Научите его правильно наклоняться, не сгибая колен. Обеспечьте ему соблюдение режима труда и отдыха. Регулярно вынимайте лишнее из рюкзака и спрашивайте, не болит ли спина.

Лицензии и сертификаты

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.