Пн – Пт: 8:00 – 21:00
Суббота: 9:00 – 19:00
Воскресенье: 9:00 – 15:00
Поиск

Атипичный аутизм

Многие детские заболевания проще лечить, диагностировав их в раннем возрасте. Но существуют те виды болезней, распространение которых возможно лишь приглушить, а не избавиться от диагноза полностью.

Расстройство психического и неврологического характера, которое может быть вызвано структурными сбоями и нарушениями головного мозга, называется атипичным аутизмом (АА). Заболевание было названо из-за определенной специфики общей клинической картины. Все дело в том, что атипичным является либо комплекс симптомов, либо возраст ребенка, когда зарождается болезнь.

Дать о себе знать болезнь может в первые три года жизни ребенка. Относительно симптомов, то из трех обязательных факторов РДА (раннего детского аутизма) проявляется только два или всего один. К ним относится стереотипия, нарушения речи и коммуникации.

Характеризуется атипичный аутизм у детей дизонтогенезом. Эпидемиология равна 0,02%. Причем среди пациентов преобладают лица мужского пола. Наиболее распространено заболевание среди детей, у которых поставлен диагноз олигофрении. Встречается оно и среди пациентов, имеющих сложные специфические нарушения развития речи.

Проявляется болезнь ограниченностью всевозможных социальных взаимоотношений. Двигательные и речевые стереотипии значительно снижаются. Заметно падает и уровень показателей познавательной активности ребенка. Такие дети имеют чаще всего интеллектуальное недоразвитие. Они конкретно мыслят, нарушено восприятие действительности.

Причины атипичного аутизма

Физиологической основой атипичного аутизма у детей являются структурные изменения, которые происходят в различных отделах головного мозга. Эти же изменения тоже провоцируются всевозможными факторами, в число которых входит: генетическая предрасположенность, эндогенная причина (внутренняя), экзогенная причина (внешняя). Во врачебном мире атипичный аутизм у детей подразделяют на три основные группы:

  • Наследственная предрасположенность. Практика показывает, что чаще это заболевание диагностируется у тех людей, у которых имеются близкие родственники с АА. Причем это более половины из всех пациентов. Ген, который отвечает за аутизм, был обнаружен ученными еще в XX веке. Его наличие хоть и не говорит о том, что болезнь будет 100-процентно развиваться, но все же увеличивает риск в случае влияния определенных факторов. Это означает, что спрогнозировать развитие АА на основании наличия генов (SHANK3, PTEN, MeCP2 и др.) пока невозможно. Но этот сегмент медицины еще недостаточно изучен.
  • Натальные, а также пренатальные осложнения. Вероятность развития атипичного аутизма у детей повышается при сложных родах или же осложненной беременности матери. Это случаи, когда дети подвергаются внутриутробной гипоксии, токсемии, инфекциям. Также возрастают риски у детей, рожденных раньше срока.
  • Психические, а также соматические заболевания. Во время злокачественного течения детской шизофрении, а также при иных генетических заболеваниях могут дебютировать тяжелые психотические варианты АА. Болезнь может проявиться при эпилепсии, ЦМВИ (цитомегалии или цитомегаловирус), синдроме Дауна, Ретта, Мартина-Белл и проч., а также при фенилкетонурии.

Причинами могут стать и иные факторы. Например, минимальная мозговая дисфункция (ММД), недоразвитость мозга (левого его полушария), патологические изменения в мозжечке или подкорковых зонах. Есть и не подтвержденные теории о том, что возникновению АА могут способствовать детские прививки на основе вакцин, которые содержат ртуть.

Но существует определенный механизм зарождения и дальнейшего развития болезни и отдельных ее проявлений.

Патогенез

Патофизиологическая основа болезни – поражения детского головного мозга. В качестве провоцирующего механизма может выступать тот или иной фактор, который воздействует на организм ребенка в определенном возрасте. Этот возраст совпадает с наиболее критическим периодом развития ЦНС и иных систем организма.

Онтогенез ЦНС представляет собой определенную последовательность этих кризисов, которые и влияют на изменения физиологических и психических процессов в организме ребенка. Характерной особенностью этих периодов является особая чувствительность к воздействию всех нежелательных и неблагоприятных факторов.

Тяжелые формы АА обычно приходятся на возраст от 16 до 18 месяцев. Именно в это время происходят важные структурные изменения и онтогенетические процессы в головном мозге ребенка. Это время также совпадает с пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Классификации атипичного аутизма

Когда ребенку ставят диагноз атипичный аутизм, то его относят к определенной категории патологии. Всего различают две основные разновидности (согласно МКБ-10):

  • первая представляет собой АА, который сочетается с олигофренией. Этот вид включает все возможные типы умственной отсталости. Они имеют аутистические черты. Характер течения болезни является малопрогредиентным. Наиболее часто показана эта форма АА при синдроме Мартина-Белла;
  • вторая разновидность характеризуется проявлениями симптомов атипичного аутизма без интеллектуальной недостаточности. Этот тип имеет и другие названия – атипичный детский психоз и атипичное психотическое расстройство. Выявляется обычно при детской злокачественной шизофрении, а также в случае, когда ребенку поставлен диагноз синдрома Дауна или Ретта.

Последний вид АА (а именно атипичный детский психоз) делится на три стадии:

  • аутистическая. Длиться она может от одного месяца до полугода. Характерное проявление заболевания заключается в отрешенности, нарастающей пассивности и угасании эмоциональных реакций. Это первые симптомы атипичного аутизма у детей данной формы. Постепенное естественное развитие ребенка останавливается и АА углубляется. Наступает очередной этап развития болезни;
  • регрессивная. Активно развивается от полугода до года. Имеет усиленные симптомы атипичного аутизма, характеризуется редукцией речи и навыков гигиены. Двигательная активность больного в основном состоит из стереотипии. Пациент может начать поедать несъедобное;
  • кататоническая. Эта стадия является более продолжительной по времени. Может разворачиваться от полутора до двух лет. У ребенка появляются кататонические расстройства, они заключаются в двигательном возбуждении в сочетании со стереотипиями. Больные могут бесконечно бегать кругами, кружиться, раскачивать свое тело, прыгать и делать иные подобные вещи.

Когда кататоническая стадия оканчивается, наступает период покоя и постепенный выход из психоза. Но если происходит ремиссия, то наблюдаются неврозоподобные симптомы, которое проявляются в форме примитивных навязчивых действий. Все проявления АА редуцируются, появляется постепенная слабая познавательная активность. Начинает восстанавливаться реакция на окружающих людей, происходит понимание обращенной речи. К ребенку возвращаются навыки опрятности. Но он остается эмоционально холодным. Отгороженность от реального мира тоже остается стабильным проявлением.

Симптомы атипичного аутизма

Говоря о симптомах атипичного аутизма, в первую очередь следует упомянуть о неестественной способности устанавливать контакт с другими людьми. Причем это может быть как слабо, так и сильно выражено. Именно этот признак атипичного аутизма является ключевым.

Во время стабильного периода больные не отказываются от общения, но в то же время им тяжело начать либо поддержать какой-либо разговор. Если выявлена тяжелая форма АА, тогда ребенок явно выражает свое стремление отгородиться ото всех и остаться в одиночестве.

При попытке принудить больного к общению, он может начать плакать, кричать, проявлять агрессию. Это вызовет импульсивные двигательные и эмоциональные реакции.

Также симптомом атипичного аутизма является:

  • холодность, которая проявляется в трудностях выражении эмоций, переживаний и чувств;
  • специфическое нарушение речи. Характеризуется неумением высказать собственные мысли или сформулировать то, что хочет сказать сам ребенок. Это затрудняет и понимание общих слов и фраз;
  • ригидность психомоторной сферы.

Это основные симптомы атипичного аутизма у детей.

Осложнения атипичного аутизма

Практически все дети, страдающие этим заболеванием, оказываются вне общественных отношений. Их качество жизни остается неудовлетворительным. Для создания своего будущего они не имеют никакой социальной поддержки. Причем они сами не хотят ее получать, прячась от внешнего мира.

Они имеют значительные ограничения в своих возможностях. Это чаще всего касается самоопределения. Пациенту сложно получить образование и трудоустроиться. Социальный дефицит является основной причиной осложнений. Дети с диагнозом АА испытывают определенные трудности в обучении. Они нуждаются в интенсивном и постоянном индивидуализированном психолого-педагогическом сопровождении.

Такие люди во взрослой жизни обычно не реализуют себя в профессии, не создают семьи.

Диагностика атипичного аутизма

Этот диагноз подтверждается врачом-психиатром. В процессе обследования ребенка принимает участие педиатр, клинический психолог и врач-невролог. Чтобы точно диагностировать заболевание, учитывается ряд определенных критериев:

  • аномальность развития АА по виду дизонтогенеза;
  • манифестация (к возрасту этот показатель не привязывается);
  • степень симптомов нарушений социального взаимодействия;
  • степень стереотипии.

Диагностируется атипичный аутизм:

  • путем клинической беседы;
  • через наблюдение за пациентом;
  • методом исследования познавательных функций;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографией).

Специалисты обычно осуществляют комплексный подход для выявления и диагностирования заболевания.

Когда следует обратиться к врачу?

При первых признаках и симптомах АА следует обратиться в специализированную клинику за помощью. В первую очередь нужно посетить педиатра, который и выдаст направление к узкоспециализированным медикам. Подтверждает диагноз и проводит лечение психиатр. В этом процессе участвует невролог и клинический психолог.

Когда диагностируется атипичный аутизм у детей, лечение начинается в срочном порядке, поскольку крайне важно остановить развитие болезни. Обратившись в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), которая располагается в центральном округе Москвы, вы сможете получить верный диагноз. Врачи нашего многопрофильного медицинского центра организуют наиболее оптимальный метод лечения, учитывая особенности и возраст ребенка.

Лечение атипичного аутизма у детей

Лечение атипичного аутизма заключается в комплексной медико-психолого-педагогической поддержке. Она направлена на повышение качества жизни ребенка, обеспечение независимости и свободы в повседневных делах. Люди, которые помогают ребенку выздороветь, стараются восстановить его субъективность в социуме. Но единого метода нет. Врачи индивидуально подходят к этому процессу, так как не существует той схемы лечения, которая будет одинаково эффективной для всех пациентов.

Но в лечении атипичного аутизма у детей используются следующие методы:

  • образование. Этот метод основывается на интенсивном и структурированном обучении детей. Они учатся оказывать себе помощь, обслуживать себя. Данный способ ориентирован на освоение навыков общения и полезного труда. Это позволяет снизить выраженность симптомов, скорректировать неадаптивные формы активности. Осуществляются занятия с логопедом, проводится трудотерапия;
  • медикаментозная терапия. Специалисты пытаются купировать симптомы АА при помощи лекарственных препаратов. Детям могут быть назначены психотропные средства или лекарства, оказывающие противосудорожный эффект. Наиболее безопасными средствами являются психостимуляторы, антидепрессанты, антиконвульсанты. В сложных случаях могут применяться нейролептики;
  • реабилитация в социуме. В этом случае практикуется инклюзивный подход к образовательному процессу, а также осуществлению профессиональных обязанностей. Эти мероприятия осуществляются единым комплексом, причем принимают участие в них целая группа специалистов (психиатры, неврологи, логопеды, медицинские психологи, дефектологи, инструкторы ЛФК, преподаватели творчества, преподаватели музыки и специальные педагоги).

Прогноз и профилактика атипичного аутизма у детей

При раннем выявлении болезни можно гарантировать положительный исход преодоления когнитивных нарушений. Имеется возможность полностью восстановить навыки самообслуживания, улучшить моторику ребенка. Также восстанавливаются и навыки общения.

Если осуществляется активная терапия, то симптомы АА не прогрессируют, а психическое состояние ребенка приближается к норме. Но это в том случае, если нет тяжелой олигофрении. Относительно профилактических мер, то на сегодняшний момент они еще не разработаны.

Как записаться к психиатру и неврологу

Записаться к психиатру и неврологу в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) вы можете на сайте, используя для этого специальную форму. Попасть на прием к врачу вы можете, позвонив по телефону +7 (495) 775-73-60. Справочная служба работает круглосуточно. Наша клиника располагается в центральном округе Москвы. Найти нас можно по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10 (метро «Маяковская»).

Лицензии и сертификаты

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.