Гиперактивными называют детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ), при этом в детском возрасте развиваются неврологические и поведенческие отклонения. Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, трудностями в концентрации внимания, склонностью к отвлеканию, импульсивностью, высокой двигательной активностью и пр. Для выявления гиперактивности необходимо пройти комплексное нейропсихологическое и неврологическое обследование, включающее ЭЭГ и МРТ.
СДВГ представляет собой состояние ребенка с повышенной двигательной и умственной активностью. Синдром характеризуется преимуществом периодов возбуждения над торможением. При этом ребенку трудно удержать внимание, самостоятельно регулировать свое поведение, обучаться, запоминать информацию. Статистика отмечает, что мальчики в три раза чаще страдают данным заболеванием.
Причины СДВГ
СДВГ на сегодняшний день вызывает огромный интерес у педиатров, детских неврологов и психологов, а также детских психиатров. Однако единого мнения о причинах СДВГ не существует. Среди возможных причин называют:
- генетические факторы – это наследование специфических генов, способствующих неправильному действию нейромедиаторов, в частности дофамина и норадреналина, в соответствующих долях головного мозга;
- ранние повреждения центральной нервной системы органического характера – это огромный пласт перинательных и пренатальных рисков: асфиксия, черепно-мозговые травмы и инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка, угрозы выкидыша, патологии процесса родов, недошенность и родовые травмы, гестозы во время беременности, употребление беременной женщиной алкоголя, никотина и некоторых других лекарственных препаратов и прочие.
При этом у гиперактивного ребенка наблюдается рассогласованность действий таких отделов ЦНС, как ассоциативная и префронтальная кора, таламус, мозжечок, базальные ганглии. Все эти структуры участвуют в формировании произвольного поведения и контроль за вниманием.
Для появления гиперактивности у ребенка причинами могут послужить:
- плохие экологические условия, а именно загрязнения токсичными веществами, например, свинцом, мышьяком, никелем, ртутью и даже кадмием;
- несбалансированное питание, в частности недостаток омега-3 жирных кислот, магния, цинка, йода, железа и других витаминов;
- неблагоприятные внутри семейные отношения.
Классификация синдрома
Общепризнанной является международная психиатрическая классификация СДВГ, согласно которой существуют следующие виды:
- смешанный – наиболее часто встречающийся вид, при котором нарушение внимания сочетается с гиперактивностью. Установлено, что мальчики со светлыми волосами и голубыми глазами более подвержены недугу;
- невнимательный – это дефицит внимания, более характерен для девочек. При этом ребенок как бы летает в облаках, много фантазирует;
- гиперактивный – встречается реже всего, в этом случае наблюдается только гиперактивность. Однако вовсе не означает нарушения ЦНС, это могут быть особенности темперамента ребенка.
Соответственно по типу СДВГ выделяют аналогичные виды гиперактивных детей.
Симптомы
В младенческом возрасте гиперактивный ребенок зачастую имеет тонус в мышцах, неоднократно появляющуюся немотивированную рвоту, сложности сна – плохо засыпает, чутко спит, повышенную возбудимость и чувствительность. Изначально симптомы СДВГ можно обнаружить в возрасте 5-7 лет, однако родители просто пропускают их и начинают судорожно решать проблемы со школьного возраста, когда от ребенка уже требуется самоорганизованность, сосредоточенность, умение соблюдать правила и т. д. Вторым пиком появления симптомов гиперактивности становится период гормонального всплеска 13-14 лет.
Симптомы гиперактивного ребенка:
- невнимательность выражается в отсутствии способности удержать внимание или сконцентрироваться на выполнении задачи либо игре. Здесь имеет место рассеянность, оставление незавершенных дел, быстрая переключаемость с одного на другое дело, забывчивость;
- гиперактивность выражается в непоседливости, отсутствии возможности сохранить спокойное поведение, когда того требуют обстоятельства, и беспокойном поведении. В этом случае симптомы гиперактивного ребенока следующие – подергивания и тики, стереотипные движения конечностей, неспособность контролировать свое поведение. Отсюда такие проявления, как неуклюжесть, отсутствие ловкости, неповоротливость;
- импульсивность выражается в отсутствии терпения, а также в преобладании желания поскорее дать ответ над желанием задуматься над правильностью ответа. Здесь отсутствует умение контактировать с коллективом во время игры, отсутствие желания соблюдать правила, повышенная конфликтность.
Кроме того, симптомам СДВГ сопутствуют головная боль, сонливость, утомляемость, энурез, как ночной, так и дневной, задержка психомоторного и речевого развития. Гиперактивный ребенок довольно часто легко получает разнообразные травмы, этому способствуют такие симптомы СДВГ как безрассудство и расторможенность, которые снижают инстинкт самосохранения.
Диагностика гиперактивности
Диагностика СДВГ проводится следующими методами – беседа, интервью, наблюдение, заполнение диагностических опросных листов и прохождение нейропсихологических тестов. При этом характерное течение заболевания требует довольно длительного периода наблюдения, поэтому при первичном обращении к докторам диагноз СДВГ не может быть выставлен. Диагностика гиперактивных детей для постановки диагноза СДВГ требует сохранения как минимум шести признаков невнимательности, импульсивности и гиперактивности на временной промежуток от полугода и больше. При этом принято разделять гиперактивность разного вида – проявлений темперамента, посттравматического поражения ЦНС, экологических факторов, педагогической запущенности и многие другие.
Коррекция синдрома
Гиперактивные дети нуждаются в усиленном внимании со стороны родителей, родственников и докторов. Комплексное индивидуальное сопровождение включает в себя психотерапию, психолого-педагогическую, немедикаментозную и лекарственную коррекцию СДВГ.
Среди рекомендаций к образу жизни гиперактивных детей можно выделить следующие:
- полноценный сон и сбалансированное питание;
- умеренную физическую нагрузку и длительные прогулки на свежем воздухе;
- щадящий режим обучения и дозирование заданий;
- ограничение посещения массовых мероприятий.
В коррекции гиперактивных детей принимают участие все окружающие ребенка – родители, педагоги в школе или воспитатели в детском саду.
Детский психолог или психиатр могут назначить специфические методы коррекции, такие как аутогенные тренировки, телесно-ориентированная терапия, БОС технологические методы, психотерапия различных видов – семейная/групповая/индивидуальная/ поведенческая.
Подвергается коррекции у гиперактивного ребенка нарушение письменной речи в рамках занятий с логопедом.
Лекарственные препараты выступают в роли второстепенных помощников. В случае необходимости применения медикаментозной терапии назначаются следующие препараты:
- ноотропные;
- микронутриенты;
- блокираторы захвата норадреналина;
- другие препараты группы нейромедиаторов.
Нелекарственная терапия приносит неплохой эффект. Среди таких методов можно выделить мануальную терапию, кинезиотейпинг, массаж особенно в шейном отделе позвоночника.
Прогноз и профилактика заболевания
Своевременное обращение за квалифицированной помощью и адекватно подобранная коррекция позволяют детям, страдающим гиперактивностью, научиться строить взаимоотношения в детском коллективе и с взрослыми людьми, вести контроль за собственным поведением, помогают преодолевать трудности социальной адаптации. За счет психолого-педагогического сопровождения дети с СДВГ способны самостоятельно формировать поведение приемлемого социального вида.
Однако в случаях, когда не уделено должного внимания проблемам гиперактивности у ребенка, появляется высокая вероятность проявлений социальной дезадаптации в подростковом или зрелом возрасте, например, в виде алкоголизма или наркомании. Таким образом, при внимательном отношении родителей к своим детям велика вероятность благоприятного избавления от признаков СДВГ у ребенка. Однако для этого придется пройти вместе с ребенком рука об руку длительный период коррекции. Нельзя считать симптомы гиперактивности ребенка мелкими шалостями и забавами, они требуют внимательного отношения окружающих людей к ребенку. Профилактика СДВГ у детей – это сложный процесс, который охватывает период от зачатия ребенка. Он предполагает хороший микроклимат в семье и детском коллективе, заботу о детском здоровье, благоприятные условия протекания беременности и родов.
Обращение к врачу
При появлении признаков гиперактивности у вашего ребенка необходимо обратиться к специалистам – детский невролог, детский психолог и психиатр. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококлассные специалисты. Нередко случается, что за СДВГ прячется иной психосоматическое или неврологическое расстройство, например, анемия, хорея, нарушения слуха или зрения, эпилепсия и другие.
С целью более глубокой диагностики, как правило, назначаются консультации узких специалистов – детский отоларинголог, детский эндокринолог, детский офтальмолог, эпилептолог, логопед. Записаться на прием к любому интересующему вас доктору вы можете по телефону 8 (495) 775-73-60 или лично в клинике, расположенной в центре Москвы.
Кроме того, требуется прохождение дополнительных исследований – анализ крови общий и биохимический, МРТ головного мозга, ЭЭГ. Данные исследования вы сможете пройти прямо в клинике по адресу: Москва, 2-й Тверской-Ямской переулок, д.10 (станция метро «Маяковская»).