Детскими страхами называют специфические возрастные переживания, тревоги и беспокойства. Тревоги и страхи у детей возникают как ответный механизм на угрозу реальную или вымышленную. Основные проявления – изменение эмоционального поведения и физиологические нарушения: учащенный пульс, частое дыхание, напряжение мышц.
Появление страха в ответ на угрозу реальную или воображаемую является инстинктом самосохранения. Однако детские страхи отличаются отсутствием настоящей угрозы, их появление основано на преобразовании внешней информации при помощи фантазии. В норме считается страх, который проходит самостоятельно и носит поверхностный характер.
Патологическими страхами по данным статистики наделены не более 1,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста, при этом большая склонность наблюдается у девочек. Факторами, предрасполагающими к появлению детских страхов, являются:
- родители в возрасте за 35 лет;
- воспитание единственного ребенка;
- ограничение контактов со сверстниками.
У детей, подверженных страхам и тревожности, наблюдаются нарушения в поведении:
- избегание потенциально опасных ситуаций или предметов/объектов;
- боязнь одиночества;
- излишняя привязанность к взрослым.
Лечением страхов у детей занимается психолог, психотерапевт, психиатр. Основное место отводится родительскому консультированию и психотерапии творчеством. Диагностика производится при помощи беседы и опроса.
Причины детских страхов
Основу боязни некоторых ситуаций и объектов составляют особенности психики конкретного ребенка:
- впечатлительность;
- доверчивость;
- бурная фантазия;
- повышенный уровень тревожности.
Причины страхов у детей кроются во внешней среде, при этом самое сильное влияние оказывает такой фактор, как воспитание, а отношения с родителями становятся источником неврозов у ребенка.
Причины детских страхов делят на следующие группы:
- отрицательный опыт – это пережитые ребенком ситуации, которые нанесли ему эмоциональную травму, например, нападение собаки. Коррекция страхов у детей такого рода практически невозможна, с течением времени они переходят в фобии;
- запугивание – это проектируемая ситуация, используемая родителями или воспитателями для коррекции поведения ребенка;
- чрезмерно тревожные родители порождают в ребенке страхи и тревожность;
- поведение родителей, показывающее свое превосходство и силу, порождает в ребенке боязливость и чувство постоянного ожидания плохого;
- фильмы и компьютерные игры, демонстрирующие сцены насилия;
- психические отклонения, например, невроз или невропатия;
- внутрисемейные отношения, например, конфликты между родителями, постоянные ссоры и скандалы, развод родителей, манипулирование ребенком в целях воздействия на супругу/супруга и прочие.
Патогенез
Объяснение проявлений страхов у детей связано с изменениями психики возрастного характера. Основную роль играют фантазия и воображение ребенка, под их воздействием происходит трансформация внешней информации в новые образы. Начинается проявление фантазии с 2-3-хлетнего возраста, достигая пика в дошкольном или младшем школьном возрасте. Детские страхи более интенсивные, разнообразные и необычные, чем любые другие. Ребенок не способен оценить ситуацию критически и объективно оценить свои эмоции, поэтому страхи так легко зарождаются и укрепляются в детском сознании.
Содержательная сторона страха характеризует значимую сферу жизни ребенка для каждого конкретного возрастного периода, например, младенчество – страх разлуки с мамой, дошкольники – страх темноты, животных или выдуманных персонажей, школьники – социальные боязни.
Классификация
Пожалуй, самое широкое распространение получило деление страхов у детей на:
- биологические – основанные на инстинкте самосохранения;
- социальные – основанные на межличностных контактах.
Детские страхи классифицируются по объекту проявления, причинам, продолжительности проявления и особенностям, а также по интенсивности.
Самая распространенная классификация выделяет следующие виды:
- сверхценные. Появляются в результате работы фантазии, считаются самыми распространенными;
- навязчивые. Основываются на конкретной ситуации из жизни и порождают панику, например, боязнь собак или высоты;
- бредовые. Не могут быть объяснены с точки зрения логики.
Симптомы страхов у детей
В разном возрасте страхи и тревожность ребенок проявляет по-разному. Симптомы характерные для новорожденного – беспокойство, запрокидывание ручек, вздрагивания, общее напряжение. Страхи у детей в возрасте до полугода, как правило, вызваны громким звуком или ярким светом, быстрым приближением чего-то большого и незнакомого или потерей опоры. С 6-7 месяцев и до трех лет отмечается страх одиночества от долгого отсутствия мамы. С 8 месяцев и до полутора лет – страх перед незнакомыми людьми.
Начиная с 2 лет, ребенок может бояться отдельных предметов, объектов или ситуаций. После 3 лет дети начинают бояться наказаний или недостатка внимания родителей, в связи с наступлением возраста осознанного течения межличностных контактов.
Для дошкольного возраста характерны такие страхи, как темнота, осуждение окружающих, боязнь сказочных или вымышленных персонажей, опасных объектов и предметов. В младшем школьном возрасте проявляются страхи межличностного характера – публичные выступления, получение плохой отметки, осуждение, высмеивание, отвержение.
В возрасте 6 лет могут начать появляться страхи аварий, катастроф различного характера, болезней, пожаров и даже смерти. Под воздействием страха у ребенка часто пропадает аппетит, нарушается сон, появляются различные боли, например, мышечные, головные, сердечные, суставные.
Осложнения
Самым сложным и опасным осложнением детского страха является его переход в состояние фобии. Они выражаются в интенсивных реакциях организма в виде беспокойства и паники. Отличаются устойчивым иррациональным поведением в ответ на ситуации или объекты, которые не несут настоящей угрозы. Фобии не поддаются коррекции в отличие от страхов.
Детские страхи способны перейти в форму невроза навязчивых состояний – навязчивое повторение действий и мыслей. Под воздействием детских страхов в подростковом возрасте у характера проявляются черты мнительности, неуверенности и тревожности. Таким образом отсутствие реальной помощи и внимания родителей, педагогов и психологов у детей формируются ограничения в поведении в виде избежания некоторых ситуаций, а также затруднения в социальной адаптации.
Диагностика детских страхов
Диагностика страхов у детей носит характер клинической беседы. Ребенок, как правило, после знакомства и установления контакта не скрывает своих тревог, открыто рассказывая о ситуациях, вызывающих беспокойство.
Диагностический процесс интенсивности страха и тревожности основывается на психодиагностических методиках:
- опрос – для каждой возрастной категории разработаны специфические опросные листы и формы взаимодействия со специалистами, например, для подростков – без контакта со специалистом, а для детей дошкольного возраста – в форме личной беседы;
- проективные методы применяются для обнаружения неосознанных страхов, скрываемых защитными механизмами. Используется в диагностике дошкольников. Это такие формы, как рисуночные тесты, тесты проектирования ситуаций и диагностические сказки. Отсутствие в них структурированных вопросов позволяет создать обстановку доверия между пациентом и специалистом и обмануть защитные механизмы организма, а также преодолеть боязнь осуждения у пациента.
Обращение к специалистам
Наличие страхов у ребенка служит поводом обращения к врачам – психолог, психиатр, психотерапевт. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) ведут прием высококвалифицированные специалисты в данной области. Здесь к детскому здоровью относятся как к важнейшей миссии, поэтому прием ведут врачи высшей категории с огромным опытом работы. Они знают практически все о детском здоровье и спецификах заболеваний у детей. Врачи клиники стоят на защите здоровья детей 365 дней в году. Мы располагаемся в самом центре Москвы.
Лечение страхов у детей
Помощь маленьким пациентам в борьбе с их страхами основывается на создании благоприятной домашней обстановки с целью поддержания ощущений безопасности и спокойствия. В качестве дополнительного лечения страхов у детей используется психотерапия. Она нацелена на осознание и преобразование эмоций негативного спектра: боязнь, тревога, беспокойство.
Наилучшим эффектом пользуется комплексная терапия, включающая в себя:
- семейное консультирование. Имеет своей целью выявить причины, способствующие появлению и поддержанию страха у ребенка. Здесь имеет место обсуждение методов воспитания и досуга детей, а также особенности отношений внутри семьи. Специалист должен дать родителям рекомендации по способам общения с ребенком и вопросам коррекции родительского поведения. Эта стадия призвана наладить комфортные домашние условия для коррекции страхов у детей;
- психотерапия в данном случае носит исключительно индивидуальный характер. За счет беседы в доверительной обстановке изначально происходит обсуждение страхов. Доверительный диалог снимает эмоциональную напряженность. Далее наступает период переработки страхов. Здесь уместен метод сказкотерапии, при помощи которого про страх сочиняется сказка, где он оказывается побежден, или визуального его облачения при помощи лепки/рисования, в итоге страх должен быть ритуально уничтожен или переделан;
- лекарственная терапия становится необходима при запущенных формах и наличии осложнений. Начало приема седативных препаратов совпадает с началом комплексного лечения, при этом способы приема и дозы определяются лечащим врачом индивидуально.
Таким образом, своевременное обращение к специалистам за лечением детских страхов вносит большую часть успеха в борьбу со страхом у ребенка. Однако для его выявления родители должны быть максимально внимательны к своему ребенку.
Профилактика детских страхов
Профилактика страхов у детей – это половина успеха в борьбе с их появлением.
В качестве профилактики появления страхов у собственного ребенка родители должны придерживаться следующих правил:
- установление и поддержание доверительных отношений с ребенком;
- отказ от линии воспитания в виде доминирования родителя;
- отказ от применения физической силы;
- отказ от показа собственных тревог и опасений;
- правильная организация досуга ребенка.
Правильный досуг ребенка должен отвечать следующим принципам:
- максимум подвижных игр, творческих занятий и общения в коллективе;
- отказ от просмотра телевизора и компьютерных игр;
- минимизация времени, когда ребенок находится в одиночестве.
Такие простые меры способны навсегда избавить вашего ребенка от появления тревог и страхов, ненужных опасений и боязней. Полноценность личности вашего ребенка во взрослом возрасте зависит от безмятежности детского возраста, поэтому проблема детских страхов так важна и актуальна. Родители должны быть очень внимательны и корректны со своими детьми.
Как записаться к врачу
Основным принципом работы АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) является охрана здоровья маленьких пациентов. Квалифицированные психологи, педиатры готовы вам предложить адекватные методики лечения для возвращения деткам здоровья, а родителям – спокойствия. Чтобы получить консультацию интересующего вас специалиста, необходимо записаться на прием. Сделать это можно через онлайн-форму на сайте, по телефону 8+7(495)995-00-33или при личном визите в клинику по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок д.10, станция метро Маяковская.